Самостоятельный ремонт турбины: какие подводные камни могут ждать автолюбителя

Самостоятельный ремонт турбины: какие подводные камни могут ждать автолюбителя

Текст

Недавно турбонаддув считался чем-то редким и необычным. Сегодня же добавление турбонаддува может стать стандартной процедурой для почти любого типа автомобиля. В настоящее время, даже автомобили семейного класса могут быть оснащены турбированными двигателями. Популярность турбонаддува легко объяснить: он позволяет увеличить мощность автомобиля, не увеличивая его массу.

Конечно, как и любой механизм, турбонагнетатель может выйти из строя. Как только это происходит, приходит время задуматься о ремонте. Многие автолюбители, в целях экономии, предпринимают попытки отремонтировать его самостоятельно. В данной статье мы расскажем о том, как починить турбонагнетатель своими руками и какие сложности может встретить автомобилист.

Текст о турбонаддуве

Турбонаддув - система, позволяющая увеличить мощность автомобиля и расходовать топливо более эффективно. Такой наддув направлен на улучшение работы двигателя, но при этом лошадиные силы не увеличиваются - мощность напрямую зависит от количества сжигаемого топлива за один рабочий цикл. Чтобы осуществлять сжигание топлива, необходимо наличие кислорода, а чтобы обеспечить его поступление к двигателю, автоконструкторы придумали систему турбокомпрессора. Благодаря турбокомпрессору позволяет решить несколько проблем: повысить мощность автомобиля, сохраняя прежний рабочий объем цилиндра и расход топлива, а также уменьшить количество выхлопов и токсичных веществ, что делает двигатель экологически чище.

При резком нажатии на педаль газа в автомобиле с турбодвигателем раньше driver сталкивался с таким явлением, как «турбояма». При этом рост мощности мотора задерживался, так как турбине нужно было время для раскрутки, а компрессору - для подачи в цилиндры сжатого воздуха. После того, как преодолевалась "турбояма", происходил "турбоподхват", во время которого давление резко возрастало и двигатель набирал максимальную мощность. Такое явление негативно сказывалось на качестве вождения.

Чтобы решить эту проблему инженеры создали несколько видов турбокомпрессоров, в которых эффекты "турбоямы" и "турбоподхвата" сглажены. В зависимости от особенностей двигателей, на который устанавливаются механизмы, можно выделить турбины с изменяемой геометрией впускного канала, скомбинированные турбокомпрессоры, также известные как моторы двойного наддува с послойным впрыском, twin-turbo, при которой две последовательно расположенных турбины используются для разных оборотов двигателя, и biturbo, который используется в мощных силовых агрегатах и оснащается турбиной на каждый ряд цилиндров.

Однако, несмотря на разнообразие видов турбокомпрессоров, все наддувные механизмы устроены по общей схеме, включая турбину, картридж, систему подачи воздуха, компрессор, интеркулер и другие детали и расходные материалы. Турбокомпрессор - это нагружаемый механизм, который работает в условиях резкого изменения температур, нахождясь в тесной связи с основными узлами мотора, такими как системы впуска и выпуска отработавших газов. Преждевременная выработка ресурсов турбокомпрессора часто связана с неисправностью смежных систем, а попытка самостоятельного ремонта может быть гораздо более сложной, чем кажется изначально.

Ремонт турбины двигателя своими руками может быть сложным процессом, начинающий мастер должен правильно определить причину поломки или неправильной работы турбокомпрессора. Однако, крайне легко ошибиться в этом без профессионального оборудования для диагностики. Самыми распространенными причинами неисправностей турбины являются попадание в нее посторонних предметов, недостаточное количество смазки, загрязнение масла, а также превышение допустимой частоты вращения крыльчатки.

Весь процесс ремонта турбокомпрессора должен производиться поэтапно и начинаться с компьютерной диагностики. Без нее демонтировать турбокомпрессор нельзя, а результат ремонта зависит именно от нее. Демонтаж турбокомпрессора можно провести самостоятельно, если соблюдать правильную последовательность и отключить всю электронику автомобиля. Разборка и осмотр агрегата должны происходить в специальной мастерской. Очистка всех элементов изнутри и снаружи от нагара, остатков масла, пятен ржавчины, пыли и грязи - это также неотъемлемый этап процесса ремонта. Лучше всего использовать для этого промышленный пескоструйный аппарат. Повторный осмотр следует провести после очистки, чтобы увидеть больше дефектов и заменить изношенные и деформированные комплектующие на новые.

После этого, следует провести балансировку роторной части, без которой дальнейший ремонт будет бесполезным. Сборка турбокомпрессора возможна только при правильной балансировке. Испытания на специальном стенде необходимы, чтобы установить работу датчика давления воздуха, давление на выходе из турбины, осевой люфт, наличие утечки масла, а также показатели наддува.

Хотя некоторые операции можно провести самостоятельно, такие важные процедуры, как очистка, компьютерная диагностика, балансировка и испытание турбины, выполняются лишь в специализированных центрах. Поэтому, владельцам автомобилей, задумывающимся о ремонте турбины своими руками, стоит помнить о высоких рисках и отсутствии гарантий. Аргументами против непрофессионального вмешательства является риск нанесения двигателю еще большего вреда.

Нередко, установка турбокомпрессора является единственным способом увеличения мощности дизельных двигателей, что делает турбодизельные моторы встречающимися на дороге чаще, чем бензиновые. Многие владельцы автомобилей сталкиваются с вопросом, возможно ли самостоятельно отремонтировать турбину дизельного или бензинового двигателя автомобиля. Чтобы прояснить этот вопрос, в этой статье мы рассмотрим два примера: «Фольксваген Пассат» и тягач «КамАЗ 44108-10».

Признанный мировой бестселлер «Фольксваген Пассат» заслуженно пользуется уважением автовладельцев. Однако, возможность самостоятельного ремонта турбины «Фольксвагена» — своими руками или нет — вызывает множество вопросов для многих водителей.

Как выявить поломку турбокомпрессора на этой модели? Первым признаком может быть увеличившийся расход масла и появление сизого или черного дыма из выхлопной трубы. Вторым признаком может быть шум во время работы двигателя и потеря мощности. Все эти симптомы могут свидетельствовать о разных проблемах. Если владелец автомобиля всё же решит провести ремонт турбины «Пассата» своими руками, ему стоит готовиться к сложному и многоэтапному процессу.

Для начала следует поднять машину и слить масло, затем заменить масляный фильтр и регулятор давления топлива. Далее снимаются патрубки воздушного фильтра, откручиваются болты, с помощью которых держатся трубки для возврата масла из турбины. Затем открепляются патрубки интеркулера и перепускной клапан, после — кожух воздушного фильтра и защитный лист, находящийся на его коробе. Только после этого можно отсоединить от турбокомпрессора патрубки, а от цилиндров двигателя — трубку для подвода масла и трубку охлаждения. Следующий этап — снятие катализатора: откручивается шесть болтов, на трех из них турбина крепится к выпускному коллектору. После остается только трубка возврата масла — это единственное, на чем теперь держится турбина. Для ее отсоединения понадобятся два человека: одному придется держать агрегат сверху, а второму — откручивать трубку снизу.

Для многих владельцев автомобилей этот процесс оказывается слишком сложным, и они решают доверить ремонт профессионалам. Помните, что после снятия турбокомпрессора с двигателя, перед следующим этапом ремонта, необходимо осмотреть и разобрать турбину, провести очистку и дефектовку деталей, заменить примитивные или изношенные элементы, а только затем — отремонтировать ее. При этом ремонт турбины «Пассата» своими руками может сильно отличаться от профессионального.

Седельный тягач КамАЗ 44108-10 оснащен турбодизельным двигателем «КамАЗ 740.30-260». Турбина на этом грузовике по конструкции мало отличается от турбокомпрессоров легковых автомобилей. Выявить поломку турбины КамАЗа 44108-10 можно, например, по выхлопным газам синего, черного или белого цвета, свисту либо скрежету при работе мотора, низкой динамике разгона, а также увеличившимся аппетитам тягача.

Но демонтаж турбинного агрегата у грузовиков гораздо сложнее, чем у легковых автомобилей. Однако, перед началом ремонта всё равно стоит осматривать турбину визуально. Перед разборкой турбины следует установить метки на корпусе, чтобы после ремонта было проще вернуть детали в прежнее положение.

Для демонтажа турбина сначала отсоединяется крепления. Затем слетает холодная улитка и ротор турбины, а после — корпус. Потом изымаются стопорные кольца, подшипник и другие детали. Конечно, это описание процесса весьма условное и на самом деле он содержит много нюансов.

Для ремонта турбины на КамАЗе 44108-10 необходимо разобрать турбинный агрегат, осмотреть и очистить его элементы, произвести дефектовку, заменить примитивные и изношенные детали и при необходимости, произвести ремонт. Затем следует провести повторный осмотр, балансировку роторов, собрать и добалансировать турбину, протестировать ее и произвести калибровку актуаторов перед ее монтажем.

Соответственно, чтобы следовать данной схеме ремонта турбины КамАЗа, можно обратиться к профессионалам или попробовать выполнить ремонт самому в гаражной мастерской или собственном гараже.

Итак, ясно, что владельцы автомобилей, столкнувшиеся с проблемой неисправности турбины, могут испытывать желание взять на себя задачу ее ремонта. Однако, следует отметить, что такой подход связан с серьезными рисками. В случае отсутствия знаний, опыта, а также специального оборудования и комплектующих, шансы получить желаемый результат будут крайне низкими.

Чаще всего, владельцы автомобилей, пытающиеся ремонтировать турбину своими силами, сталкиваются с необходимостью ориентироваться на стандартные «гаражные» условия. В лучшем случае, результатом такого ремонта станет временное устранение неисправности. Наиболее распространенным сценарием остается поломка турбины вновь, либо получение дополнительных повреждений самого двигателя. В целом, владелец автомобиля, пытавшийся отремонтировать турбину самостоятельно, рискует потерять не только средства, но и свой рабочий автомобиль. Поэтому, в некоторых случаях, такой неквалифицированный ремонт может обойтись намного дороже, чем обращение в специализированный сервисный центр.

Турбина – это агрегат, имеющий ограниченный ресурс. Поэтому, необходимость его замены у каждого автовладельца возникает рано или поздно. Нетрудно догадаться, что абсолютное большинство автовладельцев, которые сталкивались с неполадками в работе турбины, стремятся сэкономить и взять на себя задачу ее ремонта. Однако, нередко такой подход может привести к окончательной порче механизма. Так, самостоятельный ремонт может требовать затрат на устранение ошибок и все-таки починку турбины в итоге, что, в общем-то, может существенно ударить в карман владельца автомобиля. Поэтому, вместо того, чтобы полагаться на удачу, более разумным будет обратиться в специализированную компанию. Опытные специалисты действительно знакомы со всеми правилами, используют необходимое оборудование и оригинальные расходники для проведения работ.

Фото: freepik.com

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *