Раннее развитие детей дошкольного возраста: что важно знать?
В наше время все больше родителей задаются вопросом о необходимости развивающих занятий для детей дошкольного возраста. Бабушки и дедушки, смотря на количество времени, которое внучки и внуки проводят на таких занятиях, охаивают, а родители пытаются найти способы сократить свои затраты на эту статью расходов. Но насколько эффективны эти занятия и нужны ли они действительно таким маленьким детям? Разберемся в этом вместе.
Роль раннего развития ребенка дошкольного возраста считается крайне важной для психологов. Они утверждают, что самым важным элементом этого развития является ролевая игра. В этом возрасте дети тщательно воспроизводят модели поведения взрослых членов своей семьи и быт. По мере взросления, дети открывают для себя человеческие отношения, различные виды деятельности и узнают о разных общественных функциях.
Еще одной характерной особенностью развития младших дошкольников является то, что они начинают использовать "отвлеченное" мышление, отделившееся от непосредственного опыта. Четырехлетний ребенок совершает переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению, который как правило происходит к концу младшего дошкольного возраста, к четырем годам.
Для речевого развития детей дошкольного возраста, рассуждение, пересказ и фантазирование являются очень полезными. Чтобы помочь ребенку развиваться, родители должны общаться с ним как можно больше.
Четырехлетние дети могут запоминать произвольно, но большая часть фактов и понятий запоминается непроизвольно. К пяти годам дети будут способны к "сознательному запоминанию", то есть сможет выучить стихотворение к празднику по просьбе взрослых, но для этого нужно, чтобы они полностью понимали, что они заучивают и развивали свою смысловую память.
Очень важно, чтобы ребенок не получал готовые решения, знания и умения, а обладал потребностью в новых знаниях, самостоятельном определении путей их получения, умел оценивать и делать выводы. Развитие детской предметной деятельности является первым шагом в освоении материальной культуры. Дети первоначально оперируют предметами, подражают действиям в реальности, а затем научатся действовать самостоятельно и разыгрывать сюжеты. Цель таких "сценок" заключается в отражении отношений между другими людьми, так, как их видит ребенок. Однако, чтобы развить свое мышление и воображение в играх, необходимо пройти все этапы развития предметной деятельности.
Родители могут вести разговоры со своими детьми о том, что они делают, например, если ребенок катает машинку, вы можете спросить, куда она едет, и что строят на стройке. Если ребенок еще мал, и не говорит, родители все равно должны говорить с ним о том, чем он занимается в данный момент.
Организация занятий с детьми – это не только возможность занять их, но и способ обогатить их жизнь и получить взаимное удовольствие. Также это стимулирует развитие их способностей. Дети дошкольного возраста обычно занимаются изобразительной и конструктивной деятельностью.
Интересным феноменом является то, что в младшем дошкольном возрасте ребенок не оценивает свои рисунки, а только к старшему дошкольному возрасту начинает ценить их. Однако, при раскрашивании, нужно уделить внимание тому, чтобы не было слишком много промахов и неправильных цветов. Но не следует подсказывать детям, какой цвет выбрать, таким образом они могут самовыражаться.
Также можно предложить детям вымыслить историю, связанную с их рисунком. Например, если девочка нарисовала другую девочку, можно попросить ее рассказать о ней, где она живет и так далее. Подобным образом можно развивать их фантазию, а также логическое мышление.
Помимо изобразительной деятельности, конструктивная деятельность включает лепку из глины или пластилина, строительство из кубиков или конструктора. Это помогает развить творческий подход, пространственное мышление и умение воплощать свои идеи в реальность.
Также важно заниматься музыкой. Детское музыкальное восприятие часто недооценивается при домашнем воспитании, особенно если родители не музыкальны. Однако, можно выбрать подходящие фрагменты музыкальных произведений и слушать их вместе с ребенком. Обсудить прослушанное можно позднее, но стоит помнить, что подобные вопросы типа «А помнишь, там сначала как будто птичка пела, а потом медведь прошел, да?» понятны только детям старше 5-6 лет.
Наконец, старшему дошкольному возрасту свойственно стремление к практическому мышлению. Мальчики, например, учатся пользоваться инструментами, а девочки могут мыть посуду или полоть грядки. Такие занятия могут помочь детям изучать мир вокруг себя и открывать для себя новые умения и навыки.
Как правильно воспитывать ребенка в домашних условиях
Многие мамы не спешат отправлять своих детей в муниципальные (бесплатные) детские сады, зная о сложности адаптации ребенка. Поэтому они часто выбирают заботу о детях, забывая о своей карьере. Однако не всегда эта жертва оценивается по достоинству, ведь многие мамы не имеют достаточного опыта воспитания ребенка, совершая ошибки, исправление которых бывает непросто.
Что подойдет для домашнего воспитания?
В наше время редко можно найти родителей, которые считают, что нежность и любовь - это все, что нужно ребенку, пока он не пошел в школу. Одинокая мама в закрытом пространстве с ребенком не может противостоять импульсу критики, особенно если ребенок не слушается ее инструкций. Это может быть просто эмоциональным облегчением для мамы и целью не преследуется и не требуется. Кстати, грубое переживание дошкольного ребенка может быть воспринято как физическое наказание! Даже если этого не происходит, мамы совершают другие педагогические ошибки, которые также могут привести к деформации личности ребенка.
Эти ошибки включают в себя:
- Угрозы
- Подавление детской инициативы
- Чрезмерное использование наказания
Но лучшие отношения между родителями и детьми развиваются в тот момент, когда родители следуют демократическому стилю воспитания. В этом случае поведение ребенка руководится последовательно, но с гибкостью:
- Всегда объяснять причины своих требований к ребенку;
- В ребенке важнее как самостоятельность, так и послушание;
- Слушать мнение ребенка, но не ориентироваться исключительно на его желания.
Однако профессионалы, например, воспитатели, психологи и педагоги убеждают, что эффективность семейного воспитания гарантируется, если у вас есть понимание того, какими навыками нужно развивать детей, и понимание, как использовать эти знания.
Другими словами, важно отнестись к воспитанию как к профессиональной деятельности, а не как к любительскому занятию, и получить соответствующую подготовку.
Если вы не готовы лично пройти обучение (из-за недостатка времени или желания), есть альтернатива, чтобы не упустить ничего важного в воспитании своего ребенка и не навредить ему своими усилиями: центр раннего развития.
Нарастающее количество родителей обращаются к дошкольным центрам развития для повышения качества образования своих детей. Однако, как из всех существующих центров выбрать тот единственный, который будет наиболее выгоден для воспитания ребенка? Чтобы выбрать лучший вариант, следует знать основные принципы таких центров.
Монтессори-центр, например, известен следующими качествами и навыками, которые помогут вашему ребенку:
- мотивация к обучению,
- способность сосредотачиваться на задаче,
- самостоятельность,
- ответственность,
- приученность к дисциплине.
Все это достигается благодаря правильно организованной обучающей среде, в которой есть материалы, разделенные на зоны:
- зона развития моторики;
- зона развития сенсорных ощущений;
- зона развития речи;
- зона развития творческих способностей;
- зона развития практических навыков самостоятельности.
Это побуждает ребенка к саморазвитию, исключая какое-либо авторитарное давление на формирующуюся личность и приветствуя свободное, самостоятельное, активное самовыражение.
В случае, если вы отдали предпочтение системе Вальдорфа, то вашему ребенку будет предоставлен интеллектуальный и художественно-практический опыт.
Методика Никитиных является классикой отечественной системы воспитания. А если вы выберете детский сад, который работает по этой методике, то ваш ребенок получит:
- решительность,
- логическое мышление (в программе множество логических игр и головоломок),
- закалку (в программу включены физические упражнения на подготовку организма к экстремальному холоду).
Фото: freepik.com