ESB (enterprise service bus): назначение, функционал, новые подходы к развитию
Интеграционная или сервисная шина (ESB) – это программа, которая позволяет осуществлять обмен данными между информационными системами различных предприятий. Использование ESB является конкурентным преимуществом, так как быстрая связь между корпоративными приложениями позволяет экономить время и рабочие ресурсы. В данной статье мы расскажем об устройстве и принципах работы интеграционной шины, а также о том, какие процессы она может осуществлять.
Что такое интеграционная шина и как она устроена
В настоящее время, когда цифровые технологии развиваются с невероятной скоростью, почти все крупные предприятия используют несколько информационных систем. Часто они работают с пересекающимися массивами данных, такими как информация о клиентах, товарах, статистика продаж и многое другое. В случае отсутствия связи между приложениями потери времени и ресурсов могут оказаться колоссальными.
В таких случаях сервисная шина ESB призвана обеспечить интеграцию разных информационных систем. Это специальное программное обеспечение, которое позволяет различным службам, созданным в различных средах, легко и быстро взаимодействовать. Обмен данными происходит через шину с использованием различных протоколов и форматов без изменения интегрируемых систем. ESB является промежуточным ПО, которое обеспечивает преобразование сообщений, маршрутизацию, контроль транзакций, равномерное распределение нагрузки на сервисы и обмен данными с безопасностью.
Необходимо отметить, что интеграция очень многогранна и включает такие задачи, как использование общих справочников, действия одного сервиса в ответ на событие в другом, организация одинаковых бизнес-процессов в нескольких приложениях, автоматический обмен данными с клиентами и партнерами, обеспечение единого стандарта взаимодействия между филиалами и многие другие.
Для более наглядного понимания приведем пример. Представим, что пользователь входит в личный кабинет на сайте страховой компании и видит информацию о своей страховке, последних новостях и других деталях. Все эти данные собираются из различных систем и предоставляются через различные интерфейсы. Каждое приложение может быть создано на различных технологических стеках разными командами разработчиков. Как все эти службы имеют возможность взаимодействовать? Необходимо пройти сложную многоуровневую цепочку операций, и если количество сервисов больше десятка, непрерывный обмен сообщениями грозит превратиться в настоящий хаос. На стороне пользователя это приводит к длительным ожиданиям и сбоям в работе приложений. А если одну из систем потребуется изменить, это повлияет на все прочие сервисы.
ESB меняет все из корня. Приложения взаимодействуют только с интеграционной платформой. Это устраняет необходимость во многих методах доступа, поскольку интерфейс нужен только для тех служб, которые должны взаимодействовать между собой. Если потребуется внести изменения в одну из систем, это никак не повлияет на работу других корпоративных приложений. За это отвечает только шина данных ESB.
ESB-подход дает большую гибкость по сравнению с традиционной архитектурой «точка-точка», когда сервисы напрямую взаимодействуют друг с другом. Сценарии интеграции могут быть модифицированы с минимальным вмешательством разработчиков. Он также экономит время и деньги, улучшает функционирование сервисов, обеспечивает эффективность организации и увеличение прибыли предприятия.
Интеграционная шина состоит из нескольких компонентов, включая брокер сообщений, комплект адаптеров, принципы микросервисной архитектуры и средства контроля и мониторинга. Брокер сообщений управляет очередностью сообщений и выступает посредником между приложением-источником и приложением-приемником. Комплект адаптеров — это программные компоненты, которые связывают приложения с ESB и преобразуют интерфейс одного в другой. Принципы микросервисной архитектуры позволяют каждому микросервису работать независимо от других. В современных ESB-решениях реализованы средства контроля и мониторинга.
Интеграция ПО-модулей
Мы уже выяснили, какой целью нужна корпоративная сервисная шина для компаний. Теперь осталось изучить ее возможности. Давайте рассмотрим, какие процессы может эффективно осуществлять интеграционная шина данных.
Механизм маршрутизации данных
Главная задача ESB заключается в получении информации из различных приложений и при надобности её направление в другие программы, соблюдая предписанные правила. Её функции включают сборку маршрутов для движения информационных потоков и защиту последовательности пересылаемых данных. Шина данных имеет специальные средства настройки, с помощью которых можно контролировать и изменять параметры пересылаемых потоков информации.
Обработка сообщений
Многие системы используют различные форматы данных, такие как XML, CSV, JSON и DBF. Однако, при использовании классического подхода "точка-точка", это может затруднить взаимодействие между приложениями. В этом случае на помощь приходит сервисная шина, которая решает проблему, преобразуя данные из несовместимого формата в совместимый. Например, если необходимо отправить одно и то же сообщение в ERP и CRM, ESB преобразует данные соответствующим образом и направит в нужные системы. Таким образом, сервисная шина улучшает взаимодействие между системами и упрощает процесс передачи данных.
Одна из ключевых особенностей ESB – масштабируемость. Благодаря этому свойству он легко справляется с работой различных информационных систем и объемов данных, распределяя нагрузку между приложениями. Интеграционная шина без проблем передает данные любого объема, разбивая крупные массивы на более мелкие, что позволяет избежать потерь в случае сбоя и не повторять отправку уже переданных пакетов. Более того, масштабируемость открывает возможности для предприятий расширять свои информационные мощности неограниченно даже при неоднородном IT-ландшафте.
ESB в качестве центрального компонента классической SOA-архитектуры еще несколько лет назад был на пике популярности, но совершенствованию нет предела. Новый этап эволюции технологий интеграции – микросервисная архитектура – позволила решить многие проблемы, связанные с тяжеловесностью, многослойностью и сложностью изменений в однородной монолитной структуре ESB.
В рамках сервис-ориентированной архитектуры, где ESB занимает важное место, все API объединены для обеспечения сквозной интеграции. API – это своего рода программный контракт, который описывает условия взаимодействия между программами: типы операций, входные и выходные данные. Использование API значительно облегчает взаимодействие различных сервисов, образуя доступные пользователям интерфейсы.
Чем отличается микросервисная архитектура от традиционного подхода с ESB шиной?
Традиционный подход к архитектуре приложений часто использует ESB-технологии для обмена данными между сервисами. Этот подход делает ESB центральным звеном между всеми сервисами, что может привести к множеству проблем с масштабируемостью, надежностью и производительностью в случае высокой нагрузки.
В отличие от этого, микросервисная архитектура базируется на маленьких и легковесных сервисах, каждый из которых решает отдельную бизнес-задачу. Каждый сервис поддерживается своей командой разработчиков и может работать изолированно от остальных. Кроме того, в микросервисной архитектуре нет централизованной базы данных, каждый сервис имеет свое хранилище информации. В этом случае ESB выполняет только функцию транспорта сообщений.
Независимость микросервисов друг от друга обеспечивает ряд преимуществ по сравнению с традиционным подходом:
- Упрощение и ускорение процесса внесения изменений в приложения, не требующее обновления всей системы;
- Легкость тестирования и автоматизации отдельных компонентов системы;
- Лучшее понимание процесса командой поддержки, когда каждый компонент обслуживается 1-2 разработчиками, что позволяет четко определить задачи.
При выборе платформы для интеграции рекомендуется рассмотреть гибкое решение, отвечающее всем современным потребностям. На сегодняшний день, это ПО с открытым исходным кодом и технологии интеграции на основе микросервисной архитектуры.
Фото: freepik.com