По усть-сысольскому бродвею бродили коровы
Главной улицей дореволюционного города была Спасская Бродвеем называют не только самую известную улицу Нью-Йорка, но и, не без иронии, центральные магистрали любого города.
Главной улицей дореволюционного города была Спасская
Бродвеем называют не только самую известную улицу Нью-Йорка, но и, не без иронии, центральные магистрали любого города. Таким бродвеем Усть-Сысольска можно назвать Спасскую (ныне Советскую), на которой находилась городская управа, жили купцы и именитые горожане. Поэтому очередная познавательная прогулка «Пешком по Усть-Сысольску», организованная Коми отделением Российского общества «Мемориал», была посвящена этой улице. Проводила ее заведующая отделом истории Национального музея Анна Мельникова, и проходила она на сей раз не на улице, а в одном из его залов.
Легенды Троицкого собора
В последней четверти XVIII века императрица Екатерина II решила по европейскому образцу разделить Россию на губернии и уезды с примерно равным числом проживающих там людей. Поскольку плотность населения была разной, то уезды, находившиеся в центральной части страны, стали довольно компактными, а севернее Вологды – весьма обширными по территории. Самым отдаленным городом Вологодской губернии оказался Усть-Сысольск.
На утвержденном императрицей в 1784 году генеральном плане Усть-Сысольска вторая улица, параллельная реке, называлась Первой Продольной. Впоследствии она стала Спасской и это имя носила до ноября 1918 года, пока к годовщине Октябрьской революции ее не переименовали в Советскую. Правда, как сообщила Анна Мельникова, в повседневной жизни и даже в документах жители редко использовали название улиц. Чаще говорили и писали так: «Мой дом находится во втором квартале на втором плановом месте». Хотя для Спасской делали исключение.
Усть-Сысольск со всем остальным миром соединяла главным образом река Сысола. Когда пароход подплывал к городу, в глаза бросался Троицкий собор, стоявший на месте стадиона в Кировском парке. С ним связано несколько легенд. Согласно одной из них, под собором проходил подземный ход купцов Сухановых.
По другой легенде, за небольшой оградой к северу от собора находилась могила то ли колдуна, то ли разбойника. Подземные воды подмывали берег Сысолы, и к началу XX века надгробие уже на четверть висело над обрывом. Местные жители верили, что, как только река окончательно подмоет берег и могила с надгробием скатятся в овраг, будет разрушен и Троицкий собор, а сам город тоже уйдет под землю. В 30-е годы собор разрушили большевики. Однако город устоял.
Скота больше, чем жителей
На том месте, где ныне диагностический центр, раньше располагался дом купца Ивана Забоева. Он известен не только как успешный коммерсант, но и как общественный деятель. Забоев неоднократно избирался гласным в городскую думу, был городским головой и стоял у истоков женского образования.
Город, хотя и оставался всего лишь уездным центром, был достаточно благоустроен по меркам того времени. Улицу Спасскую окаймляли аккуратные деревянные мостки. Здесь же впервые появилось уличное освещение в виде деревянных столбов с керосиновыми горелками. Горели они, правда, неярко и всего два месяца в году: с 15 августа по 15 октября. Считалось, что летом ночью и так светло, а зимой луна отражается от снега. Но даже такое непродолжительное уличное освещение серьезно опустошало городскую казну.
Неподалеку от дома Забоева находилась городская управа – исполнительный орган местного самоуправления, появившийся в результате реформ Александра II. Управа следила за порядком и чистотой в городе, стремилась к тому, чтобы коровы как можно реже бродили без присмотра по центральным улицам. Но далеко не всегда это получалось. По переписи населения 1897 года, число скота и людей было примерно равным с небольшим перевесом в сторону животных. По немощеным улицам свободно разгуливали коровы, свиньи и овцы. Свиньи рылами разрывали большие ямы, которые горожанам приходилось своими силами закапывать.
Меньше всего водилось коз – всего пять на весь город. Это связано с тем, что козы поедают все на своем пути. Как бы то ни было, но на старинных фотографиях редко видны люди, а вот коровы встречаются довольно часто.
Провинциальный «Зингер»
Большую часть населения Усть-Сысольска составляли крестьяне, привыкшие жить точно так же, как и в деревне. Но были и те, кто считал себя истинным горожанином и старался следовать парижской и санкт-петербургской моде. Дамы шили себе платья по выкройкам из журналов мод.
Поэтому в домах у многих имелись швейные машинки марки «Зингер». Чтобы ее приобрести, устьсысольцам необязательно было ехать в Москву, Вятку или Санкт-Петербург. В их родном городе действовал фирменный магазин компании «Зингер», и он тоже стоял на Спасской улице. Основатель компании Исаак Зингер вошел в Книгу рекордов Гиннесса как первый человек, потративший на рекламу более одного миллиона долларов. Неудивительно, что корпорация Зингера дошла и до провинциального Усть-Сысольска.
Магазин пользовался популярностью. Кроме машинок в нем продавались ножницы, фурнитура, ткани и многое другое, что нужно тем, кто шьет одежду в домашних условиях. Но в десятые годы XX века в городе появились магазины готовой одежды, позволившие модно одеваться, не прибегая к «Зингеру».
На перекрестке Спасской и Трехсвятительской (ныне Коммунистической) на месте магазина «Звездный» стоял дом купцов Инкиных из Сольвычегодска, перебравшихся в эти края в XIX веке. Представитель второго поколения Алексей Инкин вошел в историю как человек, которому доверили катать по городу великого князя Сергея Романова, посетившего Усть-Сысольск летом 1898 года.
Алексей Инкин помимо торговли зарабатывал тем, что сдавал в аренду за триста рублей в год весь второй этаж своего дома. Эта услуга была довольно популярна, поскольку гостиниц в Усть-Сысольске не существовало. Вместо них строились доходные дома, где на вторых этажах обычно размещались приезжие служивые люди – казначеи или учителя.
Пожары возле пожарных
Купеческие дома располагались на Спасской довольно компактно. На первых этажах находились магазины, на вторых либо жили сами купцы с семьями, либо сдавались комнаты за 100-150 рублей в год. Это весьма приличный доход.
Один из таких домов принадлежал купцу Комлину, специализировавшемуся на продаже муки и мучных изделий. Иван Комлин, будучи городским головой, инициировал строительство каменной пожарной каланчи, ставшей теперь символом Сыктывкара. Ее строительство завершилось в 1911 году, а вскоре случился пожар, и не где-нибудь, а в доме купца Комлина, на втором этаже которого размещался уездный съезд. Пожарная команда прибыла тогда, когда полыхал весь дом.
Этот случай попал на полосы газеты «Вологодский листок», после чего началось серьезное разбирательство инцидента. В качестве основной версии называлась усиленная топка печей. Причем загорелось помещение, закрытое снаружи на замок. В итоге огонь уничтожил весь архив уездного съезда. В первые 20 минут пожара повылетали стекла из окон, приказчикам и посетителям находившегося на первом этаже магазина с трудом удалось спастись.
Еще один курьезный случай попал в «Вологодский листок» немного позднее. 19 марта 1912 года пожар случился в самой пожарной каланче. В восемь часов вечера на первом этаже загорелся большой парус. Второй этаж сдавался в аренду казначейству. К счастью, его сотрудники еще не ушли домой, почувствовали запах дыма, спустились вниз и сделали то, что обязаны были сделать главные хозяева каланчи, то есть потушили огонь.
– Допросить потом никого не смогли, – поведала Анна Мельникова. – Никто из пожарных в момент пожара лыка не вязал. В ходе дознания установили, что возгорание произошло потому, что кто-то уронил керосиновую лампу. Всем виновным влепили выговор, но этот случай несколько месяцев не сходил с полос «Вологодского листка». А городским властям строго указали комплектовать команду из людей, которые хотя бы отчасти знакомы с пожарным делом.
Первая пожарная машина появилась в Усть-Сысольске в 1930 году. В честь этого события на теперь уже бывшей Спасской улице прошел парад пожарной команды.
– А вообще, наш город был когда-то тихим, провинциальным, я бы даже сказала, застенчивым, – отметила историк. – В нем жили совершенно разные люди, в том числе и местная интеллигенция. Многие, такие как Петр Виноградов, приехали из других городов. Петр Иванович преподавал в Духовном училище латинский и древнегреческий языки. Первое время он писал в своих записках, что город очень грязный, местных жителей почему-то называл «стефановцами». Однако в конце концов ему город полюбился, и он связал с ним свою судьбу.
Игорь БОБРАКОВ
Фото oldsyktyvkar.ru и tomovl.ru
Последние новости
Международный день инвалидов: поддержка и солидарность
Сегодня мы отмечаем важный день, посвященный равенству и инклюзии.
Прогнозы спроса на газ и нефть в Азии к 2030 году
Аналитики ВТБ предсказывают значительный рост потребления энергии в Китае и Индии.
Коми дорожная компания получает новые инвестиции для улучшения инфраструктуры
Бюджетные средства будут направлены на модернизацию дорожной техники.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией