18.01.2024

Администрация Сыктывкара в связи с возникшими вопросами со стороны горожан разъясняет некоторые вопросы Правил благоустройства

Администрация МО ГО «Сыктывкар» (далее – Администрация), являясь разработчиком и органом муниципального контроля по исполнению Правил благоустройства МО ГО «Сыктывкар», утвержденных решением Совета МО ГО «Сыктывкар»,

Администрация МО ГО «Сыктывкар» (далее – Администрация), являясь разработчиком и органом муниципального контроля по исполнению Правил благоустройства МО ГО «Сыктывкар», утвержденных решением Совета МО ГО «Сыктывкар», от 28.10.2017 № 24/2017–330 (далее – Правила), в рамках судебного разбирательства по административному делу № 3А-187/2023 по оспариванию пункта 5.2.4 Правил, считает необходимым представить нижеследующие разъяснения о правоприменении данного пункта Правил.

1. В части полномочий Администрации по разъяснению пункта 5.2.4 Правил.

В соответствии со статьей 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения.

Согласно пункту 25 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относится утверждение правил благоустройства территории городского округа, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории городского округа (при осуществлении муниципального контроля в сфере благоустройства может выдаваться предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований, выявленных в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности), организация благоустройства территории городского округа в соответствии с указанными правилами.

В силу пункта 11 части 10 статьи 35 Федерального закона № 131-ФЗ в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится утверждение правил благоустройства территории муниципального образования.

Согласно части 1 статьи 29, пункту 11 части 1 статьи 33 Устава МО ГО «Сыктывкар», принятого Советом МО ГО «Сыктывкар» 18.01.2006 (далее – Устав) Совет МО ГО «Сыктывкар» является представительным органом МО ГО «Сыктывкар», в исключительной компетенции Совета городского округа находится утверждение правил благоустройства территории городского округа.

В соответствии с частью 1 статьи 44 Устава Администрация является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования, наделенным данным Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Коми.

На основании части 3, пункта 32.1 части 6 статьи 44 Устава Администрация осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательными и иными нормативными актами Российской Федерации и Республики Коми, данным Уставом, решениями Совета городского округа, постановлениями и распоряжениями главы городского округа – руководителя администрации и иными правовыми актами муниципального образования.

Администрация городского округа обладает компетенцией в области осуществления муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории городского округа (при осуществлении муниципального контроля в сфере благоустройства может выдаваться предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований, выявленных в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности), организует благоустройство территории городского округа в соответствии с указанными правилами.

Согласно пункту 23.1 Правил контроль за эксплуатацией объектов благоустройства, соблюдением правил благоустройства на территории МО ГО «Сыктывкар» осуществляется в установленном порядке уполномоченными должностными лицами отраслевых (функциональных), территориальных органов Администрации в соответствии с решениями Совета МО ГО «Сыктывкар» об утверждении положения о муниципальном контроле в сфере благоустройства на территории МО ГО «Сыктывкар».

На основании пункта 4 части 2 статьи 3 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» порядок организации и осуществления муниципального контроля устанавливается положением о виде муниципального контроля, утверждаемым представительным органом муниципального образования.

Решением Совета МО ГО «Сыктывкар» от 16.12.2021 № 11/2021–151 утверждено Положение о муниципальном контроле в сфере благоустройства на территории МО ГО «Сыктывкар» (за исключением территории Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар»)» (далее – Положение о муниципальном контроле).

В силу пункта 3 Положения о муниципальном контроле, муниципальный контроль в сфере благоустройства на территории МО ГО «Сыктывкар» (за исключением территории Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар») осуществляется Администрацией (орган муниципального контроля) в лице управления контроля Администрации.

Согласно пункту 2 Положения о муниципальном контроле под объектами благоустройства понимаются территории различного функционального назначения, на которых осуществляется деятельность по благоустройству, в том числе элементы планировочной структуры (зоны (массивы), районы (в том числе жилые районы, микрорайоны, кварталы, промышленные районы).

Под элементами благоустройства понимаются составные, конструктивные части объекта благоустройства, в том числе ограждающие устройства (ворота, калитки, шлагбаумы, в том числе автоматические, и декоративные ограждения (заборы)).

С учетом изложенных нормативно-правовых норм следует, что Администрация, являющаяся органом муниципального контроля за исполнением Правил, наделена полномочиями по разъяснению правоприменения, в частности пункта 5.2.4 Правил.

2. Разъяснение по правоприменению пункта 5.2.4 Правил, в части указания на то, что на территориях жилого назначения не допускается применение сплошных, глухих и железобетонных ограждений и разрешается применение декоративных ажурных металлических ограждений.

Согласно пункту 5.2.4 Правил на территориях общественного, жилого, рекреационного назначения применяются декоративные ажурные металлические ограждения, недопустимо применение сплошных, глухих и железобетонных ограждений, в том числе при проектировании ограждений многоквартирных домов.

Данный пункт устанавливает требования к видам ограждений, расположенных на территориях общественного, жилого, рекреационного назначения.

Из предметного анализа понятий и положений Правил, входящих в состав разъясняемой нормы следует следующее.

В отношении территорий общественного назначения.

В соответствии с пунктами 2.27 и 3.1 Правил к объектам благоустройства на территориях общественного назначения относятся общественные пространства населенного пункта, участки и зоны общественной застройки, которые в различных сочетаниях формируют все разновидности общественных территорий МО ГО «Сыктывкар»: центры общегородского и локального значения, многофункциональные и специализированные общественные зоны МО ГО «Сыктывкар».

На территориях общественного назначения МО ГО «Сыктывкар» при разработке проектных мероприятий по благоустройству обеспечиваются: открытость и проницаемость территорий для визуального восприятия (отсутствие глухих оград), условия беспрепятственного передвижения населения (включая маломобильные группы), приемы поддержки исторически сложившейся планировочной структуры и масштаба застройки, достижение стилевого единства элементов благоустройства с окружающей средой.

Следовательно, Правила относят к территориям общественного назначения участки и зоны общественной застройки, в том числе центры общегородского и локального значения, многофункциональные и специализированные общественные зоны МО ГО «Сыктывкар».

В отношении территорий жилого назначения.

В соответствии с пунктами 3.5, 3.9 и Правил общественные пространства на территориях жилого назначения рекомендуется формировать системой пешеходных коммуникаций, участков учреждений обслуживания жилых групп, микрорайонов, жилых районов и озелененных территорий общего пользования.

Территорию общественных пространств на территориях жилого назначения необходимо разделять на зоны, предназначенные для выполнения определенных функций: рекреационная, транспортная, хозяйственная и т. д. При ограничении по площади общественных пространств на территориях жилого назначения допускается учитывать расположенные в зоне пешеходной доступности функциональные зоны и площади.

Следовательно, Правила в рассматриваемой ситуации, применительно к требованиям в части установки ажурных металлических ограждений, относят к территориям жилой застройки многоквартирными домами, включающей в себя систему пешеходных коммуникаций, участков учреждений обслуживания жилых групп, микрорайонов, жилых районов и озелененных территорий общего пользования, прилегающих общественных пространств.

Кроме того, рассматриваемым пунктом 5.2.4 Правил также конкретизирована территория жилой застройки в части многоквартирных домов.

В отношении территорий рекреационного назначения.

Согласно пункту 8.5 Правил объектами благоустройства на территориях рекреационного назначения обычно являются объекты рекреации – части территорий зон особо охраняемых природных территорий, зоны отдыха, парки, сады, бульвары, скверы.

Следовательно, Правила относят к территориям рекреационного назначения части территорий зон особо охраняемых природных территорий, зоны отдыха, парки, сады, бульвары, скверы.

Из совокупного анализа вышеуказанных положений Правил следует, что требования пункта 5.2.4 Правил, в части указания на то, что на территориях жилого назначения не допускается применение сплошных, глухих и железобетонных ограждений и разрешается применение декоративных ажурных металлических ограждений относятся к жилой застройке многоквартирными домами.

3. Требования к ограждениям, расположенным в территориальной зоне Ж-4 «Зона застройки индивидуальными жилыми домами».

Вопросы связанные с размещением жилых домов на территории МО ГО «Сыктывкар» регламентированы Правилами землепользования и застройки, утвержденными решением Совета МО ГО «Сыктывкар» от 30.04.2010 № 31/04–560 (далее – Правила землепользования).

В соответствии с Правилами землепользования, в территориальной зоне Ж-4 «Зона застройки индивидуальными жилыми домами» высота ограждения (забора) земельного участка не должна превышать двух метров. Ограждения соседних участков индивидуальных жилых и иных частных домовладений, выходящие на одну сторону центральных дорог, магистралей и влияющие на формирование облика улицы, должны быть выдержаны в едином стилистическом решении, единой (гармоничной) цветовой гамме, схожу по типу, высоте и форме.

Таким образом, Правила землепользования не ограничиваю правообладателей земельного участка по выбору материала, в целях установления ограждения.

Согласно пункту 11.1 Правил, при осуществлении нового строительства либо реконструкции жилых домов индивидуальной и другой малоэтажной застройки ответственность за санитарное состояние прилегающей территории несут застройщики, землевладельцы. При завершении строительства жилого дома индивидуальной застройки его собственник восстанавливает нарушенные в процессе строительства подъездные пути и озеленение территории за свой счет.

Пунктом 11.2 Правил предусмотрено, что собственники жилых домов на территориях индивидуальной застройки:

— содержат в чистоте и порядке жилой дом, надворные постройки, ограждения, а также прилегающую территорию, границы которой определены Правилами в соответствии с порядком, установленным Законом Республики Коми от 02.11.2018 № 94-РЗ «О порядке определения границ прилегающих территорий правилами благоустройства территорий муниципальных образований в Республике Коми»;

— содержат жилой дом в исправном состоянии, своевременно производят ремонт фасадов принадлежащих им строений и ограждений, осуществляют восстановление разрушающихся домов и надворных построек либо их снос;

— производят земляные работы на землях общего пользования после согласования с уполномоченными органами.

В соответствии с пунктом 11.3. Правил, собственникам жилых домов на территориях индивидуальной застройки запрещается:

— самовольно использовать земли за пределами отведенных собственнику жилого дома территорий под личные хозяйственные и иные нужды;

— самовольно устанавливать объекты (шлагбаумы, «лежачие полицейские» и др.) на территориях и дорогах общего пользования, препятствующие передвижению пешеходов, автотранспорта, в том числе машин скорой помощи, пожарных, аварийных служб, специализированной техники по вывозу отходов и др.;

— изменять уровень рельефа путем отсыпки площадей для застройки индивидуальных жилых домов и прилегающей территории для исключения подтопления соседних территорий.

Таким образом, Правила не ограничиваю правообладателей земельных участков, расположенных на территориях жилой застройки индивидуальными жилыми домами, в праве выбора материала ограждений земельных участков.

Последние новости

Судом удовлетворен иск гражданина к банку о взыскании неправомерно удержанных денежных средств, компенсации морального вреда, процентов за пользование чужими денежными средствами,

Х. обратился с иском к банку и просил взыскать денежные средства в размере 76314,30руб., незаконно списанные с банковского счета, обязании вернуть денежные средства, взыскать компенсацию морального вреда, штраф и проценты.

Дорожная служба: мэрия Воркуты разъясняет ситуацию с задолженностью по оплате исполнительных листов

В связи с некорректной информацией (19 февраля появилась в сети Интернет), администрация города Воркуты разъясняет ситуацию, сложившуюся с судебными решениями и исполнительными листами,

Врач предупредила об опасных последствиях анемии в пожилом возрасте

Фото из архива ИА "Комиинформ" Врач-гериатр, терапевт, руководитель кабинета "Анемия STOPP!" Российского геронтологического научно-клинического центра РНИМУ им.

Card image

Как найти и использовать действующие промокоды для скидок

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *