Во имя жизни на земле
В 1986-1987 годах в войне против невидимого врага – радиации, вырвавшейся наружу после катастрофы на Чернобыльской АЭС, спасая свою родную страну, приняли участие около 240 тысяч советских граждан.
В 1986-1987 годах в войне против невидимого врага – радиации, вырвавшейся наружу после катастрофы на Чернобыльской АЭС, спасая свою родную страну, приняли участие около 240 тысяч советских граждан. Общее количество участников ликвидации последствий аварии составило, включая последующие годы, более 600 тысяч человек.
Страшная трагедия, случившаяся 26 апреля 1986 года на четвёртом энергоблоке Чернобыльской АЭС, так или иначе затронула все регионы СССР: часть из них попала в зону радиоактивного заражения, остальные направили своих мужчин для проведения работ по ликвидации последствий катастрофы.
В число участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС попал и житель с.Айкино Анатолий Бессонов. На специальных военных сборах (так это тогда официально называлось) он был с 3 ноября 1986 года по 14 февраля 1987 года, в том числе 68 дней в особо опасной зоне №3, созданной вокруг Чернобыльской АЭС.
На войне с радиацией
«2 ноября 1986 года вместе со мной повестку из военкомата получили 15 жителей Усть-Вымского района, – вспоминает Анатолий Бессонов. – После обеда 3 ноября мы выехали в Емву. Там прошли медосмотр, во время которого двоих из нашей группы отсеяли. Вместе с 11-ю жителями Княжпогостского района, которые к нам присоединились, на следующий день на поезде через Котлас, Киров и Челябинск нас привезли в Чебаркуль, в котором базировалась 25-я Уральская бригада химической защиты Уральского военного округа. Разместили нас в летнем лагере, в палатках, рассчитанных на десять человек. Пять дней, несмотря на осеннюю прохладу, выделенная нам палатка не отапливалась. Потом дали печку-буржуйку без трубы. Пришлось искать трубу и варить сваркой дымоход.
В учебной роте не скрывали, что нас после подготовки отправят в Чернобыль. «Ваш путь домой лежит только через Чернобыль, хотите вы этого или нет», – сказал нам как-то командир полка. Но что там придётся делать, какую работу выполнять и насколько велика опасность – никто не знал. Единственное, что разъяснили нам начальники медицинской и химической служб – постараться не попадать в места с сильным радиоактивным излучением и не спешить с набором дозы облучения (в начальный период она была определена в 25 рентген, затем в 20 рентген), так как раньше определённого срока домой всё равно без замены не отпустят.
Призванных из резерва мужчин в учебной роте учили на химиков-разведчиков, дозиметристов и химиков-дезактиваторов. В соседней роте водители и механизаторы тоже проходили переподготовку, но уже по своим гражданским специальностям, связанным с работой на различной технике.
На территории Украины наш 731-й отдельный батальон специальной защиты подчинили войсковой части №32207 Киевского Краснознамённого военного округа. Базировались мы в четырёх-пяти километрах от села Ораное. Жили в палатках по 30 человек, в которых были установлены двухярусные кровати. Палатки отапливались кирпичными печами, которые топили углём. Убирались, топили печь в палатках сами – те, кто назначался в наряд, также принимали участие в наряде по войсковой части.
В каждой палатке был командир взвода, как правило – офицер запаса. Строевыми офицерами были: командир части, начальник штаба и заместитель командира по политической части. Была баня – на автомашине, в которой нагревалась вода. Столовая была в ангаре. В ней каждый день показывали кинофильмы, иногда с концертами приезжали профессиональные и самодеятельные артисты из Киева и других населённых пунктов Украины. В часть привозили газеты – читай, если хочешь, проводились партийные собрания. Я, как дежурный дозиметрист по батальону, каждый день снимал показания радиоактивного фона в пяти установленных точках. В период специальных военных сборов главным документом для всех был военный билет – его всегда носили с собой.
Кормили участников ликвидации последствий аварии хорошо, еду готовили повара из военнообязанных. Утром каша, яйцо, сливочное масло, чай, кофе, какао. Обед из нескольких блюд. На ужин – мясной паштет, сок. Приезжала автолавка с кондитерскими изделиями, сладостями, лимонадом… Также продавали тельняшки, футболки. За каждый день нам, рядовым, начисляли командировочные в размере 3 рубля 50 копеек.
Работали мы на дезактивации оборудования и помещений на втором и третьем энергоблоках Чернобыльской АЭС. Возили нас туда в фургонах – самодельных кибитках, установленных на автомашинах ГАЗ-53. От места дислокации части до АЭС было минут 40-50 езды. Мастерами, контролировавшими нашу работу, трудились вольнонаёмные из Киева – 15 дней они работали на станции и столько же потом отдыхали.
На станции в первый день работы нас проинструктировали – на полу не сидеть, к стенам не прикасаться, со станции с собой ничего не брать. Работали в две смены каждый день, без выходных и праздников: первая смена работала с утра до 13.00, вторая – с обеда до 19.00. Перед тем, как зайти на станцию и выйти с неё, проходили через бытовой вспомогательный комплекс, где находился японский прибор, определявший уровень радиации. Подаваемый им сигнал означал, что одежда человека (или часть) имеет повышенный уровень радиации и её нужно срочно менять.
В бытовом комплексе мы переодевались в одежду по назначению работы. После того, как заканчивали работу, принимали душ, переодевались в ту одежду, в которой приезжали. В последний раз на станцию я выезжал 10 февраля 1987 года».
Объединение чернобыльцев
Общественная организация «Союз «Чернобыль» России» была создана 10 декабря 1990 года. В 1998 году была перерегистрирована в общероссийскую общественную организацию инвалидов «Союз «Чернобыль» России». С 2005 года по настоящее время является общероссийским союзом общественных объединений «Союз «Чернобыль» России».
В состав «Союза «Чернобыль» России» в настоящее время входит 70 региональных организаций, состоящих из 1320 городских и районных организаций, которые объединяют около 100 тысяч ликвидаторов.
Создать организацию чернобыльцев в Усть-Вымском районе предложил Валерий Ложков, житель города Усинска. Решили собрать участников ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы – их тогда в районе проживало 114 человек. На встречу пришли 70 человек. Им военный комиссар района Анатолий Кириллов вручил нагрудные знаки и удостоверения. Из числа присутствовавших избрали бюро из восьми человек, ревизионную комиссию из трёх человек. Председателем был избран Виктор Позняк из с.Айкино, его заместителем Алексей Королёв из п.Жешарт.
В 1998 году районная организация чернобыльцев практически осталась без руководства – Виктор Позняк устроился на работу за пределами Усть-Вымского района, а Алексей Королёв собрался уехать из Республики Коми. Видя, что работа Союза «Чернобыль» в районе застопорилась, 29 мая 1998 года, по инициативе руководителя районной администрации Алексея Николаева, чернобыльцев собрали вновь – из 116 человек на форум приехали 65. Юрий Добров, возглавлявший в тот период районное объединение инвалидов, на должность председателя районного Союза «Чернобыль» предложил кандидатуру Анатолия Бессонова. Чернобыльцы его поддержали.
Анатолий Николаевич быстро освоился в общественной работе. Управление социальной защиты населения, которое в тот период возглавляла Людмила Сухих, предоставило списки чернобыльцев, проживавших на территории Усть-Вымского района, со всеми данными о периодах их работы в зоне аварии.
Уточнение списков чернобыльцев дало следующий результат – всего из Усть-Вымского района на ликвидацию последствий Чернобыльской катастрофы было призвано 124 человека. Первыми жертвами радиоактивного излучения стали Владимир Курсов из Арабача и Михаил Чукичев из Вездино, которые ушли из жизни в 1988 и 1991 годах соответственно.
К великому сожалению, ряды чернобыльцев с каждым годом редеют – земной мир уже покинули 74 участника ликвидации последствий аварии, 18 человек уехали за пределы Усть-Вымского района и Республики Коми. В настоящее время в нашем районе проживают 32 участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и два офицера, служившие в тот период в зоне ядерной катастрофы, а также 29 вдов чернобыльцев, из которых семь – вдовы инвалидов вследствие Чернобыльской катастрофы.
Многие из чернобыльцев были награждены государственными наградами: Владимир Солдатенко – медалью «За боевые заслуги», шесть человек – орденами Мужества, 68 человек – медалью «За спасение погибавших», пять человек – медалью ордена «За заслуги перед Отечеством II степени, без мечей».
Работа председателя общественной организации состоит в учёте чернобыльцев и вдов, оказании им практической помощи в оформлении различных документов на получение льгот и выплат, подготовку наградных листов, замене удостоверений. Анатолий Бессонов никогда не забывает своих коллег – поздравляет их с днями рождений, участвует в организации мероприятий, посвящённым чернобыльцам. 25 апреля 2006 года в с.Айкино был открыт первый в нашей республике памятный знак участникам ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. 25 апреля 2007 года возле памятного знака были установлены две мраморные плиты с поимёнными списками чернобыльцев.
Анатолий Николаевич приобрёл и подарил библиотекам Микуни, Айкино и Жешарта, а также краеведческому музею экземпляры книги «Памяти героев Чернобыля» и книгу-фолиант «Чернобыль». 29 апреля 2016 года – к 30-летию аварии на Чернобыльской АЭС, он приобрёл и вручил 25-ти наиболее активным чернобыльцам памятные знаки «В память о ликвидаторах последствий Чернобыльской катастрофы». 30 ноября 2016 года в п.Жешарт провёл встречу чернобыльцев и вдов, посвящённую 30-летию сдачи саркофага, построенного над четвёртым энергоблоком. В ходе этой встречи, в которой приняли участие работник управления социальной защиты населения Эльвира Ярыгина, работник районной администрации Александр Ершов, руководитель общественной приёмной главы региона Светлана Алексеева, выяснилось, что пять вдов чернобыльцев не получают пенсии по потере кормильца. У двух вдов на руках были старые, уже ставшие недействительными удостоверения, выданные ещё во времена СССР. Всем им была оказана соответствующая помощь в оформлении документов. Во время встречи 14-ти вдовам чернобыльцев были вручены памятные медали «Шагнувшие в бессмертие».
Начиная с 2020 года, начали поздравлять чернобыльцев-юбиляров, проживающих сейчас на территории Усть-Вымского района, писать про них в районной газете «Вперёд», напоминая читателям о подвиге, совершённом нашими земляками в Чернобыле во имя жизни на земле.
«Не оставляем без внимания и вдов чернобыльцев, – рассказывает о работе общественной организации Союз «Чернобыль» Анатолий Бессонов. – 22 декабря 2021 года с юбилеем была поздравлена вдова чернобыльца, проживающая в г.Микунь. Она была тронута вниманием и рада гостям, особенно председателю городского совета ветеранов.
24 декабря 2021 года была отправлена бандероль в г.Воронеж с книгой памяти о чернобыльцах района, благодарственным письмом главы МР «Усть-Вымский» – руководителя администрации, знаком вдовы чернобыльца, которая вручается вдовам инвалидов вследствие Чернобыльской катастрофы. Получив бандероль, вдова была очень обрадована и растрогана таким вниманием и уважением. Не знала, как нас отблагодарить за это.
В данный момент оказывается помощь вдове чернобыльца в оформлении пенсии по потере кормильца. Сложность в оформлении заключается в том, что участник ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС был в Чернобыле в 1989 году».
Несмотря на кажущуюся надёжность, наш мир хрупок, а природа на Земле да и сама планета ранимы и уязвимы. Поэтому наша главная сегодняшняя задача – обеспечение мира, спокойствия и равновесия как в отношениях между странами, так и внутри самой России.
АЛЕКСАНДР ЛЮТОЕВ.
Последние новости
Поправки к республиканскому бюджету: новое обсуждение в Коми
Члены правительства и депутаты Госсовета согласовали изменения к законопроекту.
Опасности избыточного веса и ожирения: что нужно знать
Эксперты предупреждают о растущей угрозе ожирения среди населения.
Опасности ожирения: статистика и профилактика
Эксперты предупреждают о растущей угрозе избыточного веса в России.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку