Вечерний разговор о магии
Долгими осенними и зимними вечерами приятно за чашечкой чая поговорить о чудесном и волшебном, повспоминать страшные истории о колдунах и знахарях.
Долгими осенними и зимними вечерами приятно за чашечкой чая поговорить о чудесном и волшебном, повспоминать страшные истории о колдунах и знахарях. Именно так прошла встреча сыктывкарцев в рамках проекта «Первый вагон». Его реализует Центр народного творчества, а беседовали о чудесном в старинном доме-особнячке по улице Советской, 28.
Издавна коми считались одним из самых «колдовских» народов. «У нас без колдовства жить нельзя…» – писал еще Каллистрат Жаков. Раньше значительную роль в жизни коми играли избранные люди, способные устанавливать контакты со сверхъестественным миром. Называли их тэдiсь (в переводе с коми – знающий), тунами, колдунами или даже «еретниками». Они обеспечивали удачу на охоте, искали пропавших людей и вещи, толковали сны, предсказывали будущее и лечили болезни. Несмотря на то что христианство пришло в Коми край еще в XIV веке, коми сохранили под внешним слоем православия и затем атеизма обширный пласт древней языческой традиции, где магические действия, ритуалы составляют органическую часть жизни.
Главным рассказчиком вечера стал этнограф, фольклорист, кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник сектора этнографии Института языка, литературы и истории Коми научного центра Уральского отделения РАН Олег Уляшев (на снимке). Он рассказал о своем опыте изучения коми мифологии, магии и народной медицины. Поведал о том, как жили и делились своими знаниями знахари и колдуны, вспомнил интересные истории из личного опыта знакомства с ними и даже показал свой оберег-амулет.
К сожалению, в перестроечное и постперестроечное время, когда появилось множество «народных врачевателей, целителей, шаманов», народная магия и медицина были серьезно дискредитированы. Люди, ничего общего не имевшие с народными традициями, преследовали чисто меркантильные интересы или же пытались самоутвердиться, реализоваться. Вместе с тем в деревнях, где существует достаточно строгая общественная «цензура», сохранилась традиционная магия.
По словам Олега Уляшева, главное отличие истинного целителя от того, кто выдает себя за него, это то, что истинный не берет деньги за свою помощь людям.
– Если знахарь берет деньги за работу, то он уже не может помогать людям. Одна женщина в Усть-Куломском районе помогала людям, а дочка упрекнула ее, что та не берет денег, хотя тратит на помощь больным время и энергию, при этом еще и устает. После этого мать обиделась на дочку, и они долго не общались, – рассказал Олег Уляшев.
Ученый обратил внимание, что у каждого знахаря или целителя свои индивидуальные приемы. Даже у костоправов выработаны личные методы. Главное для всех – это отличное знание психики и организма человека.
Среди знахарей также разное отношение к церкви. Если одни прибегают к молитвам и используют иконы, то другие считают себя язычниками. Так, один из целителей использовал для лечения нецензурную лексику. И ведь и это кому-то помогало.
Целители в южных районах республики широко применяют для лечения травы, цветы и иные дары природы. На севере – в тундре – можно использовать разве что ягель. Поэтому методы ижемских знахарей существенно отличаются от практики их южных коллег.
Самой известной целительницей на Ижме можно назвать Тандзе Марью (Марию Федоровну Рочеву). Когда-то у нее лечилась тетя автора этой статьи из села Сизябск Любовь Канева. Самому журналисту довелось побывать в доме, где жила Тандзе Марья (сейчас там детский сад) и на ее могиле. Жила целительница в селе Гам. Прожила почти сто лет – 1866-1962 годы. Дочь оленевода, выросшая в тундре, она под руководством отца изучила анатомию, приобрела навыки оказания ветеринарной помощи: вправляла вывихи, лечила растяжения, помогала при отеле. С восемнадцати лет Мария начала практиковать на людях. Отличаясь особой наблюдательностью, хорошей памятью, имея сильные чуткие руки и твердый характер, она достигла большого мастерства и получила признание населения не только Ижмы, но и всей средней Печоры.
Считается, что фотографии Тандзе Марьи, земля с ее могилы, прикосновения к ее кресту обладают лечебной силой. Если ранее желающие исцеления брали землю с ее могилы или ложились прямо на могилу, то теперь информаторы этнографов заявляют, что помогает фотография целительницы, прикрепленная к намогильному кресту. Нужно лишь прийти на могилу целительницы и, глядя на снимок, попросить о помощи.
У ижемцев было принято лечить лишь то, что болит в данную минуту. Лечили в основном травмы – руками, травами, не применяя никаких заговоров. А Тандзе Марья лечила и руками, и словом, применяя свои магические формулы. Возможно, поэтому ижемцы считали, что Тандзе Марья обладает сакральными знаниями и особым даром. Она и внешне выделялась среди других ижемок (судя по снимку, у нее были ненецкие корни) и никогда при разговоре не глядела собеседнику в глаза.
В роду Тандзе Марьи почти все были костоправами. Говорят, хорошо лечила людей ее дочь Тамара. Но Тамара быстро потеряла силу, так как когда знахарь злоупотребляет спиртным, сила его постепенно уходит. По ижемским представлениям, энергию знахарю дает родная земля – место силы. Потомки Марии Рочевой сегодня живут в Гаме, Мохче, Бакуре и за Уралом. Но магические и целительские способности сохраняются только у тех, кто остался на родине, а у зауральской родни – нет. Обычно свои сокровенные знания ижемские знахари передавали в бане. Родственники Тандзе Марьи вспоминают, что свою диюрскую сватью она учила костоправству именно там.
С другим ижемским целителем автору статьи довелось пообщаться лично. Игорь Канев жил в небольшой ижемской деревне Диюр. В 26 лет у него после травмы сначала перестал видеть один глаз, а вскоре и второй. Умер Игорь весной 2008 года. Встреча с ним состоялась незадолго до этого. Много лет к нему за помощью шли жители Ижмы и Печоры. Про Игоря говорят, что он мог предсказать будущее, исцелить больного, делал «живую» и «мертвую» воду и даже разгонял руками тучи над родной деревней. Игорь нигде не учился, но умел править спину, лечить гангрену и травмы. Причем чаще всего он лечил людей на расстоянии, беседуя по телефону. Также он умел лечить на расстоянии животных, исцелять молитвой коров и прочий скот. Кроме того, от его молитв «обновлялись» старые иконы и свежела побелка на печках. Журналисту «Республики» никаких чудес Игорь Канев не показал, но произвел впечатление человека необычного, верящего в свои сверхъестественные способности.
Способности колдуна, по народным представлениям, записанным этнографами, складываются из двух составляющих: силы и знания. Магическая сила передается человеку по наследству при рождении. Но обладание ею еще не означает того, что человек может применять свой талант. Он должен получить еще и сокровенное знание, передаваемое наставником после соответствующего посвящения.
Преемник обычно выбирался среди ближайших родственников. Перед началом обучения с него брали три обещания: он обязывался передавать все полученные знания младшему по возрасту, не делать их предметом хвастовства и источником обогащения, не использовать их во вред людям. Замкнутой касты языческих жрецов-магов у коми не было, и любой человек мог изучить все эти практики, сдать своеобразный экзамен и стать колдуном. У целителей в основном шла передача знаний по наследству, поскольку предполагается, что необходима еще и «особая сила», которая идет «по роду». Так что наследственный врачеватель считается более успешным. В коми деревнях известны династии, где уже в пяти поколениях имелись признанные среди населения лекари.
Обычно знахарь передает знания, способности и энергетическую силу. Считается, что пока он не передал силу, то не может умереть. Одна из участниц встречи рассказала про свою бабушку-тэдiсь из села Усть-Нем:
– У нее была древняя книга, которую она прятала и заворачивала в тряпочку. К сожалению, после смерти бабушки книга пропала. Бабушка знала заговоры, умела лечить, править кости. Небольшого роста, но сильная, она в одиночку построила дом. Когда очень тяжело умирала – лежала трое суток, то предложила моей маме передать ей или мне свои способности. Но мама отказалась. Чтобы облегчить ей страдания, открыли вьюшку у печки.
Олег Уляшев также припомнил случай:
– После смерти дяди у меня начала сама по себе включаться электроплитка. Все конфорки по очереди. Потом то в одной комнате все лампочки лопнут, то в другой. Обратился к знающему человеку. Тот спросил: «У вас кто-нибудь помер недавно?» И посоветовал до сорокового дня поставить свечку перед портретом умершего, приглашать того к столу, поговорить, поблагодарить за все, что он дал, чему научил, что хорошего сделал. «Это, – говорит, – душа уйти не может, потому что дядя не передал никому своей энергетической силы».
В классической работе Эванса-Притчарда «Колдовство, оракулы и магия у азанде» тоже утверждается, что «колдовство передается по наследству. Оно наследуется по прямой линии от родителей к детям. Сыновья колдуна-мужчины все будут колдунами, но его дочери не будут колдуньями, в то же время дочери женщины-колдуньи будут колдуньями, а сыновья – нет». Азанде – это народ, который живет в Центральной Африке. И это показывает, что все истории о колдунах имеют много общего, независимо от места проживания и культуры народа.
Особенностью коми фольклора можно считать то, что герои-богатыри обладают не только физической силой, но и магическими способностями. В некоторых коми-пермяцких сюжетах говорится о способности богатыря Перы влиять на солнце. О смерти Перы также сложено множество легенд. Согласно одним, он живет долго и умирает естественной смертью, сделав перед этим себе кедровый гроб. По другой – превращается в камень. По третьей – надрывается, натягивая ловчие сети. Существуют также варианты, по которым он ушел под землю, как чудь.
Получив сверхъестественную силу и колдовские знания, колдун приступал к выполнению своих задач. Иногда демонстрируя свою силу, знахари показывали разного рода чудеса. Одни из них проглатывали острые предметы, жгли тело огнем, не причиняя себе вреда. Другие показывали «фокусы выпускания воды»: в избе, внезапно появлялась вода, которая прибывала так быстро, что присутствующие вынуждены были спасаться в верхних частях избы; на воду прилетали утки, которые здесь же и кормились. Столь же внезапно все исчезало. Ловкость рук и никакого мошенничества.
По своему могуществу коми колдуны располагались в своеобразной иерархии. Одни просто обладали знанием правил, по которым можно «обратиться за помощью» к потусторонним силам, способов, которыми можно нейтрализовать их вредоносное влияние. Деятельность их, как правило, не вызывала страха и конфликтов. Могущество других объяснялось их близостью к миру духов. Считалось, что знание и сила получены таким колдуном непосредственно от духов или добыты в сверхъестественном мире. Их возможности часто оценивались окружающими отрицательно.
Сохраняя особое положение в качестве посредников между миром людей и миром духов, колдуны в обыденной жизни мало чем отличались от своих односельчан: так же копали огороды, охотились, рыбачили. Они могли быть людьми общительными и доброжелательными или замкнутыми и высокомерными.
Одна из участниц встречи рассказала историю про свою бабушку, которая была тэдiсь. В деревне у нее была соперница, обладавшая такими же способностями. И по ночам она превращалась в черную собаку. Как-то бабушка бросила в эту собаку палку и повредила ей лапу. А днем увидела эту женщину с перевязанной рукой. Ну вот как это объяснить? ↓
Артур АРТЕЕВ
Фото автора
Последние новости
Ключевые Встречи Врио Главы Коми в Москве
Ростислав Гольдштейн обсудил важные вопросы с московскими коллегами.
Рост и снижение цен на товары в Коми
Комистат представил свежие данные о потребительских ценах в регионе.
Итоги льготного ипотечного кредитования в России за октябрь 2024 года
Объединенное Кредитное Бюро представило статистику по ипотечным кредитам.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку