18.07.2020

Нювчимский чугун на «Артефакте»

Работы коми литейщиков представлены на российской интернет-платформе Увидеть уникальную коллекцию художественного литья Нювчимского чугунолитейного завода можно на популярной интернет-платформе «Артефакт».

Работы коми литейщиков представлены на российской интернет-платформе

Увидеть уникальную коллекцию художественного литья Нювчимского чугунолитейного завода можно на популярной интернет-платформе «Артефакт». Фотографии своих экспонатов здесь разместил Музей истории и культуры Сыктывдинского района имени Эмилии Налимовой. Платформу для создания интерактивных гидов с технологией дополненной реальности «Артефакт» российское министерство культуры разработало несколько лет назад. В этом году из-за введения режима самоизоляции и запрета на посещение музеев платформа быстро набрала популярность, и подавляющее большинство российских музеев выложили на ней снимки своих экспонатов.

Утюг и профиль Сталина

– Мы стали первыми из муниципальных музеев региона, кто разметил свою коллекцию на «Артефакте», – рассказал «Республике» директор музея Владимир Муравьев. – Теперь мы достойно представляем культурное и художественное наследие наших мастеров на российском уровне. У нас в фондах порядка сорока изделий Нювчимского завода. Но для «Артефакта» мы отобрали только тринадцать наиболее интересных. Каждое из них нужно было сфотографировать и описать. Мы благодарим Национальный музей Коми за издание третьего выпуска открыток «Раритеты», в котором представлены отрывки из интервью, собранных в сентябре 2008 года экспедицией, проведенной Институтом языка, литературы и истории Коми НЦ УрО РАН и Национальным музеем Коми в Нювчиме. Эти записи мы использовали для презентации своей коллекции.

В коллекции «Чугунное кружево» на «Артефакте» представлены ваза ажурная (сухарница), пепельницы «Восход солнца» и «Девушка», полка ажурная, подчасник, угольный утюг, подставка для утюга, скульптура «Лошадь», статуэтка Владимира Ленина, медальон-барельеф Иосифа Сталина и другое.

Сейчас, по словам Владимира Муравьева, музей готовит для размещения на российской платформе коллекцию фотографий коми народных музыкальных инструментов «Коми йöзкостса ворсанъяс». Ее основу составляют работы известного мастера Владимира Павлова. Всего в музее более двух десятков его работ. Посетители «Артефакта» узнают, что такое коми сигудöк, зиль-зёль, тотшкöдчан, сюмӧд буксан и другие музыкальные инструменты.

Заводской поселок

Ныне чугунолитейный завод в Нювчиме – это развалины цехов с торчащей трубой, плотина с водохранилищем. В поселке коротают свой век несколько пенсионеров-мастеров. А когда-то завод был гордостью промышленности Коми края. Производство на нем продолжалось более двух столетий, и чугун перестали лить только четверть века назад. За весь период работы производства было изготовлено множество разнообразных изделий из чугуна. Часть из них и сейчас можно увидеть на улицах Сыктывкара. Это канализационные люки, литые заборные решетки.

Развитие горнорудного производства в Коми началось еще в XVI веке. В 1569 году московским купцам было дано разрешение на поиски железной руды на Вычегде и Сысоле и на строительство там железоделательных заводов. Добыча шла десять лет. Но так как завода в Коми крае построено не было, а вся руда вывозилась в Англию, то Иван Грозный запретил разработку месторождений.

Первый небольшой железоделательный завод был построен в Жешартской волости в 1730 году крестьянами Кузьмой Модяновым и Петром Москательниковым. На заводе делали длинные узкие полосы железа для изготовления црен – специальных сковород для вываривания соли в Серегово. В середине XVIII века устюжские купцы Панов и Плотников нашли в бассейне Сысолы месторождения железной руды. В 1754 году они обратились в Бергколлегию с просьбой о разрешении на строительство завода. Разрешение было дано, и в 1757-м началось строительство при слиянии рек Нювчим и Дендель. Строили из кирпича, который тут же и производили. В 1761 году завод начал работать, и вместе с кажымским и нючпасским он стал одним из первенцев индустрии в Коми крае. Но только он намного пережил те два завода.

При заводе вырос поселок, куда приехали работать обученные заводскому мастерству государственные крестьяне из Вятского и Великоустюжского уездов. На производстве были заняты временные работники из местных крестьян. Они добывали и возили на производство руду, рубили лес, выжигали уголь и выполняли подсобные работы. Брали на работу и беглых крестьян, укрывавшихся от рекрутчины или совершивших какие-либо уголовные преступления.

В 1774 году в Нювчиме вспыхнули волнения, которые очевидцы сравнивали с прошедшим в те же годы Пугачевским восстанием. Только масштабы были поменьше: рабочие избили на улице представителей заводской администрации, а затем били окна в заводской конторе, пока прибывшие военные не арестовали зачинщиков бунта.

Завод неоднократно менял владельцев, но основной его продукцией оставались чугун и железо. После 1776 года здесь начали лить орудийные снаряды, якоря, чугунный балласт для кораблей, листовое и штыковое железо. В 1856 году завод был выкуплен известным российским промышленником, владельцем ряда железоделательных и чугуноплавильных предприятий Дмитрием Бенардаки (в набросках ко второму тому «Мертвых душ» Гоголь сделал его прототипом положительного помещика Костанжогло). В годы Первой мировой войны завод поставлял балласт для кораблей и корпуса для мин. С 1914 по 1916 год выпуск чугуна и железа в Нювчиме достиг своего максимума.

Художественный чугун

Нювчим был единственным местом в Коми крае, где занимались художественным литьем из чугуна, в 1880-е годы оно стало визитной карточкой Нювчима. Такое литье, получившее название кабинетного, представлено скульптурами, бюстами, ажурными полочками, декоративными тарелками, рамками для портретов, шкатулками, пепельницами, спичечницами, подсвечниками, чернильницами и другими предметами.

На изделиях завода имеется целый ряд клейм. В основном писали «НЗ». Клеймо, как правило, находилось на внутренней стороне подставки, поддоне или самой вещи и оформлялось в виде прямоугольной или квадратной рамки, или круга с сокращенным названием завода. Клейма присутствуют не на всех изделиях. Они, по-видимому, были показателем качества и мастерства исполнителя конкретной художественной отливки, а также удостоверением, что данная вещь является изделием завода. В 1896 году мастерство нювчимских литейщиков было отмечено серебряной медалью на Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде. После этого в заводское клеймо ввели изображение двуглавого орла.

Нювчимские женщины прославились своим мастерством плести кружева из нитей, а заводские мастера отливали кружева из чугуна. И эти кружева, как обычные, так и чугунные, в конце позапрошлого столетия стали традиционным украшением в домах жителей Коми края. Часть из них в конце 2019 года была представлена на выставке в Национальном музее Коми «Линия. Модерн северной провинции».

Для тиражирования мастера выбирали предметы, разработанные на крупных чугунолитейных заводах в городах Касли и Куса. Это были бюсты русских классиков, Наполеона, ряда российских царей (а затем вождей советского государства), декоративные тарелки, слоники и лошадки. В домах поселка и сейчас можно встретить местные чугунные украшения.

Жертва перестройки

В 1918 году завод был национализирован. В советское время он продолжал выпуск продукции военного и хозяйственного назначения. В годы Великой Отечественной войны на заводе отливали корпуса для гранат, делали походные кухни, а также деревянные сани, телеги, мебель, школьные парты и коромысла. До 1950-х годов при заводе даже работал зеркальный цех. Помимо этого, были эмальцех, лесопильный, литейный, механический, обозный, склад по разделке леса, подсобное хозяйство, электростанция, конюшня, заводская баня, столовая, котельная. До середины 1970-х в пяти километрах от поселка – на Сысоле находилась пристань. Именно сюда на баржах привозили сырье для завода. Руду везли из Тулы, а затем из Череповца. Доставляли чугун в двухпудовых чушках. В начале 1980-х завод посчитали убыточным, и встал вопрос о его закрытии.

Завод все-таки решили сохранить, и в 1988 году возвели новый корпус, начался монтаж литейного оборудования. Но с перестройкой прекратилось финансирование, а в 1993 году завод продали частным лицам. Через два года старинное производство было закрыто. Работать стало негде, в итоге за прошедшие двадцать пять лет население поселка сократилось втрое.

Последние мастера

Историю завода и изделия местных мастеров собирает поселковый библиотекарь Анна Недорезова, которая выросла в Нювчиме и всегда интересовалась историей завода. Ее дедушка и бабушка работали на заводе, а мама – Татьяна Райхерт – была начальником цеха. Да и сама Анна в школе вместе с одноклассниками проходила там практику.

– Как-то работая над материалом про завод, я начала собирать для выставки изделия наших мастеров, – рассказала «Республике» библиотекарь. – За несколько лет собралась маленькая коллекция кабинетного и прочего литья. Всего около десятка изделий. Хожу, спрашиваю у дачников, которые покупают старые дома. Многие выкидывают ненужные «железки», просто не зная, что это за раритет.

Анна мечтает сделать в библиотеке краеведческий центр, где каждый желающий смог бы прикоснуться к истории поселка Нювчим и увидеть образцы местного художественного литья.

Как рассказала наша собеседница, сейчас в поселке осталось всего около пяти человек, которые работали мастерами и подмастерьями на заводе.

Добавим, что на днях Музей истории и культуры Сысольского района также присоединился к проекту Минкультуры России «Артефакт». Он опубликовал на платформе свою первую выставку «Над Сысолой». На интерактивной экспозиции представлены работы художников – уроженцев Сысольского района Республики Коми: заслуженного художника России Александры Куликовой, заслуженного художника Республики Коми, члена Союза художников СССР Пантелеймона Митюшева, живописца и писателя Николая Мальцева. Любой желающий, скачав на свой мобильный гаджет приложение «Артефакт», может увидеть выставку и ее экспонаты, а также узнать интересные сведения о работах и их авторах.

Артур АРТЕЕВ

Фото автора

Последние новости

В Ухте прошло заседание оргкомитета гала-концерта XI межрегионального конкурса бардовской песни среди людей с инвалидностью

В Ухте прошло заседание oргкомитета гала-концерта XI межрегионального конкурса бардовской (авторской) песни среди людей с инвалидностью «Струна, и кисть, и вечное перо» имени Александра Лобановского,

15 марта проведен «Круглый стол» по вопросам оказания бесплатной юридической помощи на территории муниципального образования муниципального района «Сосногорск»

15 марта 2024 года представители Управления Минюста России по Республике Коми приняли участие в круглом столе,

16 марта проведен «Круглый стол» по вопросам оказания бесплатной юридической помощи на территории муниципального образования муниципального округа «Инта»

16 марта 2024 года представители Управления Минюста России по Республике Коми приняли участие в круглом столе,

Card image

Как найти и использовать действующие промокоды для скидок

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *