УГТУ-2022: уроки, настроение, точки роста. Интервью с ректором

Завершается 2022-й. Для мира это был год больших потрясений, год переломных преобразований, год переоценки ценностей.

Завершается 2022-й. Для мира это был год больших потрясений, год переломных преобразований, год переоценки ценностей. Каким он был для Ухтинского государственного технического университета – об этом размышляет ректор УГТУ, профессор, доктор технических наук Руслан Викторович Агиней.

- Руслан Викторович, какие события уходящего года были, по Вашему мнению, главными в жизни университета?

- Наш вуз – это часть России, и когда в мире происходят события такого масштаба и такой общей вовлеченности страны и народа, то, конечно, они определяют и ход жизни университета. Поэтому для нас главный вектор 2022 года был связан с проведением Россией специальной военной операции.

О конкретных событиях я скажу впереди, но прежде всего мне хотелось бы отметить изменение общероссийской тональности в отношении к патриотическому воспитанию молодежи. Внимание к воспитательной работе стало очень пристальным – и это правильно. И школы, и вузы должны готовить настоящих граждан своей страны, а не тех, кто при малейшем жизненном неудобстве готов ее покинуть, очернить, оскорбить.

В этом смысле показательно исключение из закона «Об образовании» понятия «образовательная услуга». Услуга – это, по сути, простые товарно-денежные отношения: ты мне, я тебе. Наконец-то мы вернулись к декларации миссии образовательных учреждений: они должны не просто транслировать знания, а заниматься комплексным, гармоничным развитием человека – и в интересах личности, и в интересах страны. Это нашло отражение даже в структуре управления вузами: понятие «молодежная политика» включено в название проректорской должности.

Возвращаясь к специальной военной операции, хочу отметить, что наш университет не оставался в стороне от связанных с ней событий. Мы в меру своих возможностей помогаем и гражданам, которые находятся в зоне СВО, и нашим бойцам. Вспомним программу «Университетские смены»: у нас в течение двух десятидневных смен отдохнули 117 ребят из Донецкой народной республики. Не состоялось пополнение наших рядов студентами из Донецкого технического университета – но мы были готовы к их приему, готовы и сейчас. В наших общежитиях зарезервированы места для переселенцев из зоны боевых действий. Мы участвовали в отправке гуманитарного груза в зону СВО. Университет как государственное учреждение не имеет права на передачу каких-то финансовых средств, но мы предоставили автомобиль, который в общей колонне вел наш водитель.

Если говорить о других событиях, то в первую очередь стоит вспомнить самые радостные, торжественные, исторические – наши юбилеи. В этом году мы отметили 55-летие образования Ухтинского индустриального института и 90-летие Горно-нефтяного колледжа – очень значимой структурной единицы нашего университетского комплекса.

Среди задач, которые в уходящем году были решены хорошо – если не на «пять», то на твердую «четверку» по пятибалльной шкале, – следует назвать прежде всего приемную кампанию. От нее зависит всё: качество студенческого контингента, а значит, и его сохранность, и количество преподавателей, и финансирование вуза, и наша репутация. Я расцениваю итоги набора абитуриентов как вполне удовлетворительные. В числе наших студентов-первокурсников много иностранцев, и вообще работа с иностранными гражданами очень хорошо выстроена – а это непросто и нетипично для вуза, который находится вдали от столиц. И это большой повод для гордости. Благодарю всех работников университета, все подразделения, чей вклад есть в организации и проведении приемной кампании.

- Вы обозначили роль приемной кампании в развитии университета, а какие-то еще «точки роста» вуза определились в этом году?

- Да, есть моменты, которые дают основание смотреть с оптимизмом в будущее, и хорошие тенденции, которые наметились в последнее время.

Первое и очень важное – положительный сдвиг в ситуации с договорами по НИОКР. В 2022 году мы заключили несколько таких договоров – например, по теме Владимира Борисовича Ростовщикова, связанной с получением геологических моделей по Тимано-Печоре. Есть хороший задел еще по нескольким направлениям. Необходимо, чтобы этот процесс был непрерывным: по одной теме работаем – другая вынашивается, вызревает. И так на всех кафедрах, во всех научных школах. Без этого невозможно развивать университетскую науку и вуз в целом.

Второе – постепенное возвращение к специалитету, то есть одноуровневому 5-6-летнему высшему образованию. Здравый смысл побеждает. Да, полный отказ от двухуровневой системы («бакалавриат – магистратура») пока преждевременнен, но все мы видим, что она работает в российских условиях не слишком успешно. Мы, конечно, приспособились, максимум сил вложили в качество подготовки на бакалавриате, чтобы он отвечал критериям высшего образования. Но вопросы остаются, и к магистратуре в том числе. А специалитет эти вопросы снимает.

Возьмем, к примеру, кафедру ПЭМГ. У нас из образовательного процесса вообще выпала задача подготовки проектировщиков. Бакалавры получают очень упрощенные знания о проектировании, а магистратура, имеющая научно-исследовательский профиль, такой задачи тоже не ставит. Открывать специально профиль по проектно-конструкторской деятельности нет большой целесообразности. В результате на рынке труда в какой-то момент образуется катастрофический дефицит проектировщиков. Да, пока они существуют – те, кто успел получить образование до внедрения Болонской системы. Поэтому и от производства нет большого запроса. Но это пока. А что дальше? Специалитет как раз и решает эту проблему. Знания, которые мы можем давать на этом уровне, будут замыкать весь тот набор компетенций, которыми грамотный инженер должен обладать. Он должен уметь и проектировать, и строить, и эксплуатировать. Это неразрывные процессы. Я уверен, что разделение инженерного образования на уровни и распыление на море направлений – это путь непродуктивный для России. Наши выдающиеся традиции инженерного образования наглядно демонстрируют, какая система работает лучше.

Третье – это, конечно, среднее профессиональное образование. На него сегодня большой спрос. И наша задача, в продолжение сказанного ранее, – вернуть ему прежние, весьма уважаемые, позиции. Давайте снова обратимся к советскому опыту. Там было всё просто и понятно. Есть рабочий – он должен уметь работать руками. Есть выпускники СПО – это мастера, технологирпрорабы, которые могут организовать труд рабочих. Есть инженер, который разрабатывает, создает и управляет технологическими процессами. Он может работать в конструкторских бюро, в проектных институтах, исследовать какую-то техническую задачу. А в той системе, по которой мы работали последние годы, все эти функции размыты, между ними нет четкой границы. И выходит из вуза бакалавр – человек, который не умеет ни работать руками, ни организовать производство, ни о каких-то высших материях мыслить. Не потому, что он плохой студент – система так организована. На производстве его вынуждены доучивать.

Напомню, что на СПО в этом году у нас был очень высокий конкурс. Поступают туда ребята с очень хорошими школьными оценками. И важно, чтобы они продолжали потом обучение в УГТУ – уже на уровне специалитета.

Четвертое – это перспективы создания на базе университета военно-учебного центра. Они не умозрительны. Процесс начался, сейчас определяется место дислокации центра. Его открытие станет для нашего вуза большим конкурентным преимуществом.

Пятое – высвобождение университетских площадей. Это объективная реальность: сегодня они избыточны. Содержание невостребованных корпусов и общежитий ложится тяжелым бременем на наш бюджет. Мы тратим на это средства и силы, которые должны быть сконцентрированы на образовательном процессе. Передать излишние площади в федеральную, республиканскую или муниципальную собственность очень непросто. Но в этом году нам удалось решить проблему с тремя зданиями: корпусом «П» на Пушкина, 2, общежитием на Горького, 10 и корпусом на Космонавтов, 21. Это еще и огромный вклад в реализацию «дорожной карты» по стабилизации экономического состояния университета, выполнение которой контролирует наш учредитель – Минобрнауки России.

- Какими были главные уроки уходящего года?

- Главный урок: мы все обязаны заботиться о сохранности контингента и о качестве абитуриентской базы. На это должна быть нацелена работа буквально каждого подразделения. И все мы должны транслировать широкой общественности тезис о том, что без университета не будет Ухты, не будет Республики Коми как индустриального региона. Я неоднократно перед разными аудиториями выступал с докладами о том, что мало ухтинских школьников поступает в университет – главный вуз своего города. Это системная проблема. И она связана не с качеством образования, которое дает УГТУ, а с множеством социально-политических факторов. Я уверен, что изменения, которые сейчас происходят в стране и, в частности, в отечественном образовании, будут работать на улучшение ситуации, но многое зависит от нас самих – от нашей дисциплины и ответственности, от контроля посещаемости и успеваемости студентов, от работы старост, кураторов, каждого преподавателя, заведующего кафедрой, декана.

- А как бы вы охарактеризовали общее настроение 2022 года в университете?

- Я бы назвал его хорошим рабочим настроением. Да, были какие-то трудности и сложные ситуации ситуации – это нормально. Но позади остались ковидные ограничения, мы вернулись к очному обучению, у нас был хороший набор студентов. Конечно, пока еще университет работает в рамках программы по достижению финансовой стабильности и вынужден ограничивать свои потребности, но в целом работа движется, мы ее видим. Посмотрите хотя бы, какие объекты появились в том же Горно-нефтяном колледже. Все, что было запланировано на этот год, мы выполнили. Провалов у нас нет. А ошибки – их не допускает только тот, кто ничего не делает.

- Чем был знаменателен этот год лично для Вас?

- Это был классический рабочий год. Даже не могу припомнить каких-то особенных событий – таких, чтобы галочку в календаре поставить и помнить об этом всю жизнь. Хотя, пожалуй, есть один эпизод: купил мотоцикл и проехал на нем после долгого-долгого перерыва, устроил себе двухдневный забег на 1800 километров.

- Что бы Вы пожелали коллективу университета в Новом году?

- Во-первых, я хотел бы поблагодарить наш коллектив за большую хорошую работу. Это касается всех направлений: и образовательной деятельности, и науки, и спорта, и культуры, и экономического обеспечения, и развития материальной базы. У нас хорошие показатели, а это повышает реноме университета и у нашего учредителя, и в глазах наших будущих абитуриентов и нынешних студентов. УГТУ – крепкий университет. Это понимают наши партнеры, это видят наши гости, которые восхищаются не только великолепной материальной базой, но и увлеченность тех, кто здесь учится и работает. Конечно, это качество присуще не всем, но именно оно определяет успешность вуза. Потому что стены – это ничто. Главное – люди: студенты, которые хотят учиться, и преподаватели, которые хотят научить.

Я желаю всем нам сохранять и взращивать себе эту увлеченность, это горение сердца. Желаю творческих успехов, новых идей, потому что без коллектива, который такие идеи генерирует, невозможно браться за какие-то большие дела. А с людьми заинтересованными любые задачи по плечу.

Желаю всем крепкого здоровья. Защищайтесь от вирусов, берегите своих родных и близких. И, конечно, я желаю всем нам мирного неба, по возможности скорейшего завершения специальной военной операции нашей полной победой, восстановления мирной жизни в многострадальных регионах и возвращения наших бойцов домой живыми и невредимыми.

Беседовала Оксана Беляева
Фото Ольги Шелеметьевой

Последние новости

Эта рыба просто забита паразитами, а мы ставим ее на стол и даем детям. В ней нашли 10-метровых червей

freepik.com Рыба является важным источником белка и других питательных веществ для людей, но она также может содержать вредные организмы, такие как паразиты.

Клещи в Коми покусали еще сотню человек

С 18 по 24 июля за медицинской помощью по поводу укусов клещей обратились 94 человека, в том числе семь детей.

Клещи в Коми покусали еще сотню человек, включая семерых детей 

Фото из архива редакции С 18 по 24 июля 94 человека, включая семерых детей, обратились за медицинской помощью после укусов клещей.

Card image

Как выбрать одноразовые станки для покупки?

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *