Первый форум одаренных детей
Первый форум одаренных детей Школьников из разных районов республики собрал Первый республиканский форум «Десятилетие детства — региональные векторы».
Школьников из разных районов республики собрал Первый республиканский форум «Десятилетие детства — региональные векторы». Участников ждали научные мастер-классы, презентации, экскурсии и встреча с молодыми учеными. Также ребят наградили за участие в конкурсах «Покори университет» и «Я — гражданин России».
Путешествие в микромир
Одной из площадок, куда пригласили участников форума, стала экскурсия в лаборатории Института точных наук и информационных технологий. Со школьной скамьи все знают, что с помощью микроскопа мы можем рассмотреть предметы, не различимые простым глазом. Большинству из нас на уроках биологии довелось взглянуть в этот прибор, но видели ли вы когда-нибудь огромный аппарат, с помощью которого можно увидеть то, чего даже обычный микроскоп никогда не покажет?
Старший преподаватель кафедры радиофизики и электроники Дмитрий Безносиков познакомил учеников сыктывкарских школ со сканирующим электронным микроскопом «Tescan Mira 3» — прибором, позволяющим получать изображение объектов с максимальным увеличением до 106 раз.
Под микроскопом желающие смогли разглядеть структуру волос, разбитую керамическую кружку, микросхему памяти и многое другое. Это лишь малая часть того, что способен показать электронный микроскоп в детальном изображении.
Математическое моделирование в науке и жизни
Студенты нашего университета подготовили для школьников еще одну интересную тематическую площадку — «Математическое моделирование в науке и жизни». Студенты третьего курса Института точных наук и информационных технологий Анастасия Надуткина , Святослав Янников и Николай Сизов , познакомили ребят с математическим моделированием, а также с наглядными примерами — приложениями, которые были созданы студентами ИТНИТ в рамках курсовых работ.
В повседневной жизни, а также в исследовательской работе человек сталкивается с рядом задач, которые необходимо решить. Практически во всех науках навык построения и использования модели является важнейшим умением и настоящим орудием знания. Поэтому студенты рассказали, что такое «модель» с точки зрения математического моделирования, и показали, из чего состоит разработка алгоритма для компьютерного сечения модели.
Ребята рассмотрели примеры математических моделей, задачи и различные подходы к их решениям, которые были представлены на основе реальных уравнений. Затем, школьники познакомились с программой, подготовленной студентами, и попробовали решить задачи под руководством старших наставников, возможно, даже будущих коллег-студентов ИТНИТ, ведь большая часть ребят, выбравших именно эту площадку — ученики профильных классов (физмат).
Земля будущего
Для желающих прошла деловая игра с элементами проектного менеджмента «Земля будущего. Перед началом игры школьников немного «разогрели»: ведущий предлагал выбрать один из вариантов развития событий, например «эгоизм или альтруизм?», «любимая или высокооплачиваемая работа?» и другие. После ребята делились на две стороны, каждая из которых пыталась аргументировать свой выбор и свою позицию.
— Т ут нет правильных ответов, это всего лишь выбор. Выбор каждого человека , — обозначила один из организаторов мероприятия Яна Вершинина .
Легенда игры была следующей: «2156 год. Современное общество по причине технологических революций полностью погрязло в гаджетах. Абсолютно вся коммуникация перешла в онлайн, а заботы об окружающем мире сошли на нет. Каждый ищет свое место под солнцем в эту технологическую эпоху».
Игра направлена на развитие навыков работы в команде, принятия решений в короткий срок, умения договориться. Ребят разбили на несколько групп-фракций: инженеры искусственного интеллекта, независимые разработчики, хакеры биотехнологий, андроиды, геймеры и стражи департамента безопасности. На протяжении всей игры ребята выполняли различные задания, например, для каждой из фракций было выделено 16 заданий, где было необходимо найти людей, для которых важны определенные утверждения: «человек, играющий на музыкальных инструментах», «умеющий свистеть», «побывавший в другой стране» и так далее, затем за три минуты каждая из фракций должна была придумать свою историю возникновения.
Также одним из заданий стало конструирование специального устройства для спасения планеты, где необходимо было изобразить на листке бумаги его концепцию и идею.
Фрактальная графика
На мастер-классе по фрактальной графике школьники сами смогли построить фракталы разной сложности. Ребятам объяснили, что такое фрактальная графика, для чего она нужна и как ее строить.
Фрактал — объект сложной формы, отдельные части которого похожи по форме на весь фрактал в целом (самоподобие). FRACTUS — от лат. «составленный из фрагментов». Фрактал получается в результате вычислений.
Для чего используются фракталы? С точки зрения машинной графики, фрактальная геометрия незаменима при генерации искусственных облаков, гор, поверхности моря. Фактически, благодаря фрактальной графике найден способ эффективной реализации сложных объектов, образы которых весьма похожи на природные. Геометрические фракталы на экране компьютера — это узоры, построенные самим компьютером по заданной программе. Помимо фрактальной живописи, существуют фрактальная анимация и фрактальная музыка.
Первое использование фрактальной графики произошло при киносъемках пейзажа в фильме «Звездный путь 2: Гнев Хана» 1982 года. Также фрактальная графика использовалась в создании компьютерной игры Minecraft.
После изучения фрактальной графики в теории, школьники сразу перешли к практике. На сайтах они рисовали фракталы, используя и меняя параметры. В программах они сами писали коды для построения фракталов разной сложности. Руководители мастер-класса помогали всем, у кого возникали сложности и показывали, как решить ту или иную проблему в построении.
Также школьники смогли побывать на встрече с молодыми учеными университета и Коми научного центра, поучаствовать в игре «Ворошиловский стрелок» и познакомиться с музеем Истории просвещения Коми края.
Каждый — победитель
Форум завершился торжественной церемонией награждения школьников Республики Коми. Ежегодно они принимают участие в значимых республиканских и всероссийских мероприятиях для талантливых детей. Среди них — всероссийская олимпиада школьников, межрегиональные конкурсы «Я — гражданин России» и «Покори университет». Талантливые, творческие, профессионально-ориентированные ребята из Коми каждый год соревнуются с представителями других российских регионов, демонстрируя свои выдающиеся способности и побеждая. В 2019 году всего таких победителей и призеров в регионе — 158 человек.
Победителей и призеров олимпиад и конкурсов пришла поздравить министр образования, науки и молодежной политики Республики Коми Наталья Якимова :
— Очередной учебный год подошел к концу, остались считанные дни до ваших каникул. Традиционные олимпиады школьников — ключевое и самое важное событие в школьной жизни всей страны. Это мероприятие, которое стоит первым в рейтинге по количеству участников. Ежегодно наши школы успешно представляют наш регион во всех учебных предметах, которые изучают в школах. Республика Коми действительно проводит много мероприятий данной направленности. Сегодня мы хотим сказать вам, вашим педагогам и вашим родителям огромное спасибо , — с такими словами вручила дипломы и подарки победителям Наталья Якимова .
Из 98 победителей и призеров межрегионального конкурса «Покори университет» 7 — представители других регионов и 33 из городов (Ухта, Усинск, Инта, Сосногорск, Печора, Вуктыл, Емва) и районов Республики Коми (Усть-Вымский, Койгородский, Корткеросский, Ижемский, Сысольский, Удорский, Усть-Куломский, Троицко-Печорский), 50 человек представляют образовательные организации Сыктывкара. Победители и призеры получают дипломы и +5 баллов к сумме вступительных испытаний в качестве индивидуальных достижений при поступлении в СГУ им. Питирима Сорокина.
— С этого года конкурс вошел в перечень региональных олимпиад и (или) иных интеллектуальных, творческих и спортивных конкурсов, мероприятий, направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной (научно-исследовательской) творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также на пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений. Победители и призеры конкурса войдут в реестр талантливой молодежи Республики Коми , — отметила начальник Управления профессионального развития Людмила Ветрова .
Победителей и призеров конкурс «Покори университет» поздравила лично исполняющая обязанности ректора СГУ им. Питирима Сорокина Ольга Сотникова :
— Мне очень приятно, что в такой уникальный день университет собирает школьников, учащихся колледжей в единую силу. И каждый год у нас участников все больше и больше. В этом году — свыше 400, но удивляет даже не это, а то, что внимание к нашему университету привлечено из других регионов. Все регионы-участники присутствуют сегодня на этом проекте. Я хочу поблагодарить вас за активность, за внимание к нашему университету и, конечно, выразить надежду на то, что первого сентября мне удастся вручить вам студенческий билет Сыктывкарского государственного университета имени Питирима Сорокина .
Екатерина Ахмадуллина, Арина Шахова,
Влада Роман, Олеся Павлова, Бобырь Анастасия, медиацентр Verbum
Фото Екатерины Ахмадуллиной и Марка Оникула
Последние новости
Повышение пенсий в России: ожидания и реалии
Пенсионеры могут ждать значительное увеличение выплат уже в начале 2024 года.
Изменение потребительских цен в Республике Коми
Комистат опубликовал новые данные о ценах на товары и услуги.
Встреча в Москве: Ростислав Гольдштейн обсудил развитие здравоохранения Коми
Глава региона встретился с министром здравоохранения России для обсуждения приоритетных задач.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку