«Летний самосбор»: неформально о сложном
Дистанционное обучение, применение цифровых технологий за последние два года стали вполне обыденным явлением для педагогов, часть которых, может,
В Сыктывкаре педагоги поделились опытом применения современных технологий
Дистанционное обучение, применение цифровых технологий за последние два года стали вполне обыденным явлением для педагогов, часть которых, может, и не хотела отходить от традиционных схем проведения занятий, но их заставила антиковидная «удаленка». Однако в республике немало работников образования, которые новые технологии в работе применяют не первое десятилетие, кроме того, делятся опытом в этой сфере. На прошлой неделе в Сыктывкаре состоялся очередной «Летний самосбор», такие встречи IT-активистов проводятся в Коми с 2009 года.
Как рассказал «Республике» Илья Баженов, один из организаторов «Летнего самосбора», его модератор, доцент кафедры прикладной математики и компьютерных наук СГУ имени Питирима Сорокина, начиналось это мероприятие как неформальное:
– Тогда это была такая платформа для общения, повышения квалификации единомышленников. Просто мы объявляли самосбор, и все, кого интересовала эта тема, приходили. Но в последние годы мы придали этому мероприятию некий официальный характер. Поскольку тем же учителям нужны документы для отчетности, чтобы они могли отлучиться с работы. К тому же участие в различных конференциях включается в их портфолио. Теперь это официальная научно-методическая конференция, которая проходит на базе Коми республиканского института развития образования и Сыктывкарского госуниверситета.
«Летний самосбор» проводится в формате баркемп, то есть участвовать в нем может практически любой желающий. Нужно лишь подать заявку, изложив, о чем человек хочет рассказать, самостоятельно подготовить материалы для презентации. Задача модератора – логично скомпоновать выступления по блокам. Фактически, баркемп – это конференция, организованная по большей части самими ее участниками, поэтому скучно на таких мероприятиях не бывает, поскольку приходят на них не «для галочки», а с искренним интересом, нестандартными предложениями. Если не было возможности лично поучаствовать в конференции, то можно посмотреть видеоотчеты, которые каждый день выкладываются на сайте «Самосбора».
Вопреки мнению, что цифровые технологии в педагогике – это что-то из разряда преподавания информатики и прочих точных наук, выступают здесь представители самых разных сфер.
– В «Самосборе» участвуют преподаватели, студенты, аспиранты, которые в своей работе используют цифровые технологии, интернет, разного рода современные сервисы. Это могут быть преподаватели совершенно разных предметов, спектр широкий – от воспитателей детских садов до сотрудников вузов, – пояснил Илья Баженов. – Они рассказывают о том, как используют такие технологии, знакомят со своими проектами. Кроме того, у нас проходят учебные мероприятия, показываем, как работает тот или иной сервис, как его можно применить на практике.
За 14 лет «Самосбор» прошел уже 12 раз, два года его не проводили из-за противоэпидемических ограничений. Дистанционно, с помощью интернет-ресурсов самосборовцы общаются регулярно, но тут парадокс такой, что зачастую новые технологии гораздо эффективнее и интереснее обсудить очно, в живом общении, в группе. Основной костяк участников из года в год сохраняется, но количество их растет. В нынешнем году, например, собралось около 70 человек, а в первые годы было по 15-20. И если сначала общение благополучно укладывалось в один день, то сейчас и трех едва хватает. Кто-то участвует во всех мероприятиях самосбора, кто-то приходит на отдельные, интересные ему выступления или практикумы. За 14 лет общения обзавелись даже своей эмблемой, флагом и мелодией – неформальным гимном.
По традиции первые два дня «Летний самосбор» проходит в аудитории, сначала в университете, потом в институте развития образования. Причем это не только лекции, но и практические занятия, экскурсии. В этом году побывали в специализированных помещениях, где занимаются студенты по направлениям «технология» и «техническое творчество», – в мастерской инженерной робототехники, лаборатории виртуальной реальности и других. А третий день проходит на природе, на сей раз расположились на поляне за базой «Динамо» в Сыктывкаре. Чтобы не потеряться, место сбора искали с помощью геолокации, но для верности прихватили с собой оркестровый барабан, так что можно было идти на звук. На природе участники конференции обсуждают все те же важные темы. Только в еще более неформальном ключе.
– Иногда сети разворачиваем, иногда игры всякого рода организуем. Кроме того, по вечерам проводим дополнительные мероприятия в дистанционном режиме. Например, девятого числа у нас прошел баттл по поиску информации в сети и решению интересных задач. На второй день был виртуальный геокэшинг. Были мастер-классы, обучали всех присутствующих, желающих разного рода сервисам, которые можно использовать в образовательной деятельности, – рассказал Илья Баженов.
По его словам, на «Самосборе» всегда достаточно интересных, новых проектов. И нынешняя встреча не стала исключением. Были проекты, связанные с так называемой функциональной грамотностью. Само это понятие означает способность человека использовать приобретенные в течение жизни знания на практике, для решения реальных задач. К примеру, когда знания химии, физики, биологии помогают правильно вести себя в чрезвычайной ситуации, решать бытовые проблемы, знания, полученные на уроках иностранного языка, не остаются в памяти набором непонятных слов и правил, а помогают хотя бы разобраться с инструкцией к импортному бытовому прибору и ответить на вопрос иностранца на улице. И новые технологии как раз помогают это освоить в легкой интересной форме, например, при помощи компьютерных игр-квестов, где нужно выполнить ряд заданий, чтобы прийти к цели. Таким образом, ученик может побывать «внутри» исторического события или литературного произведения, открывать новые земли с первопроходцами, решать сложные задачи вместе с Пифагором и Архимедом. Такая методика применяется не только для обучения детей: подобные программы-игры используют на крупных промышленных предприятиях, чтобы сотрудники усвоили навыки работы в нестандартных для них ситуациях.
– Лилия Ермоленко из сыктывкарской гимназии имени Пушкина рассказывала о применении цифровой лаборатории на уроках биологии, какие проекты с ее помощью можно реализовать, – сообщил Илья Баженов. – Еще был очень хороший, интересный проект, который, на мой взгляд, заслуживает известности. Он посвящен Сыктывкару, его памятникам, достопримечательностям, по сути, это путеводитель. Очень удобно, скажем, для тех, к кому приехали гости и просят провести экскурсию по городу. Проект выполнен ученицей эжвинской школы №30, руководитель – учитель технологии Галина Арпа. Эта работа даже стала победителем на одном международном конкурсе. Кроме того, были выступления, связанные с реализацией программы развития профессионального мастерства WorldSkills, преподаванием робототехники, основ инженерного образования для детей.
Также на нынешнем «Самосборе» обсуждалась тема использования чат-ботов в образовании. С такими, возможно, многие сталкивались, когда заходили на сайты банков, страховых компаний, других учреждений. Появляется текстовое окошко, и условный «Николай Петрович» спрашивает, не нужно ли чем-нибудь помочь. На самом деле это робот, интеллектуальная система, которая распознает текст и может ответить на самые распространенные вопросы, дать нужную ссылку, электронный бланк заявления. А в сложной ситуации перенаправить уже на реального сотрудника.
В педагогике таких роботов можно использовать как виртуальных ассистентов учителя. Например, если рассеянный пятиклассник опять забыл записать домашнее задание по математике, его матери вовсе не надо звонить на ночь глядя учительнице, чтобы спросить, какие упражнения нужно решить, на этот вопрос в любое время суток ответит бот. Также он может напомнить о предстоящей контрольной работе или о том, что ученика ждут в школу в парадной форме, сообщить об отмене занятий, даже помочь с выполнением домашнего задания. Чтобы наглядно показать, как работает чат-бот, три участницы «Самосбора» создали такого робота, который провел опрос среди участников, кто из них намеревается посетить очередной мастер-класс.
– Не все учителя знают о такой возможности облегчить свою работу, а, оказывается, создать такого бота совсем несложно, – пояснил Илья Баженов.
Кроме того, участники конференции знакомились с возможностями информационно-коммуникационной образовательной платформы «Сферум», запущенным СГУ проектом «Университет Future Skills», делились опытом использования облачных технологий в обучении. А сыктывкарский педагог Ольга Мазанова рассказала, как можно преподавать информатику, если компьютера под рукой нет, поделилась опытом разработки настольных игр, которые помогут познакомить школьника с материалом в «безмашинном» варианте. Обсуждалась и актуальная для нашего времени тема импортозамещения: замены иностранного программного обеспечения российскими разработками.
Анна ПОТЕХИНА
Фото участников «Летнего самосбора»
Опубликовано при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Республики Коми
Последние новости
Ключевые Встречи Врио Главы Коми в Москве
Ростислав Гольдштейн обсудил важные вопросы с московскими коллегами.
Рост и снижение цен на товары в Коми
Комистат представил свежие данные о потребительских ценах в регионе.
Итоги льготного ипотечного кредитования в России за октябрь 2024 года
Объединенное Кредитное Бюро представило статистику по ипотечным кредитам.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований