23.12.2023

Как теплой ладошкой по детскому сердцу

В центре небольшого зала театральная ширма. Идет кукольный спектакль по мотивам эскимосской сказки «Большое путешествие маленького мышонка».

В центре небольшого зала театральная ширма. Идет кукольный спектакль по мотивам эскимосской сказки «Большое путешествие маленького мышонка». Зрители – ребята из дошкольных групп компенсирующей направленности детского сада № 18 «Звездочка».

Сюжет сказки прост: мышонок рассказывает своей бабушке о трудностях, которые он преодолел во время путешествия по лесу. Ребята включены в интерактивную театральную деятельность: тяжело вздыхают вместе с героем спектакля, когда тому, по его представлению, приходится преодолевать высоченную гору (а на самом деле просто небольшой холмик в лесу), переплывать через озеро (отпечаток копытца оленя, наполненного водой), вместе с мышкой-бабушкой грозят пальчиками, предупреждая самоуверенного мышонка об опасности. В конце спектакля они хвалят храбреца и с удовольствием гладят его ладошками (игрушку специально проносят по зрительному ряду). После спектакля ребята танцуют, собирают ватные снежки в корзину, водят хоровод…

Это небольшое представление – один из эпизодов инклюзивного фестиваля театрального творчества «Радуга», для детей с ограниченными возможностями здоровья и /или инвалидностью и детей с расстройством аутистического спектра. В этом году фестиваль проводится в дошкольных образовательных учреждениях данной направленности в рамках Международного дня инвалидов по тематике «Сказки народов Севера». В остальных детских садах проводятся беседы, занятия «Уроки Добра», «Уроки милосердия», просмотры и обсуждения видеороликов, мультфильмов, чтение и обсуждение художественной литературы.

«По полям, по полям синий трактор едет к нам…»

В Воркуте малыши с ограниченными возможностями здоровья, максимально окружены заботой в широком смысле этого слова. Заходим в одну из групп детского сада: просторное помещение оформлено в светлых тонах, современная белая мебель, множество игрушек и настольных игр, на стенах силуэты деревенских домов, изображение домашних животных, сельских пейзажей – ясно, что это стилизованная деревенька. Другие групповые помещения таким же образом «рассказывают» о городской среде, о путешествиях на всех видах транспорта. В каждой группе из двенадцати дошкольников несколько взрослых: воспитатель, психолог-психолог, учитель- дефектолог и учитель-логопед. Все они проводят индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми.

Особого внимания заслуживают специальные помещения, где любят бывать дети. В кабинете психолога ребятам особенно нравится «купаться» под сухим душем из разноцветных узких атласных ленточек. Эта незамысловатая процедура снимает эмоциональное напряжение и развивает тактильную чувствительность.

Беседуем с психологом Дианой Елсаковой. Речь идет о детях с нарушением эмоционально-волевой сферы.

– Они не умеют общаться со сверстниками, со взрослыми, – рассказывает Диана Руслановна, – не умеют попросить о помощи. Работая с родителями, объясняем, как надо действовать в той или иной ситуации. Обучаем родителей в тандеме с дефектологом и логопедом. Дети с расстройством аутистического спектра больше нуждаются в социализации, чем в обучении. Мы их учим простым вещам: мыть руки, одеваться, формируем академические навыки. Занятия длятся столько времени, сколько выдерживает ребенок, например, он способен удерживать активное внимание десять минут, значит, столько и занимаемся. Быстрых результатов здесь нет, прогресс можно увидеть лишь спустя время, но это огромная радость для нас с коллегами, когда понимаем, что полезны нашим подопечным.

В зеркальном отражении мелодия покоя

В сенсорной комнате все особенное: угловое зеркало, мягкие маты на полу, пучок светящегося разными огоньками фиброоптического волокна, терапевтическое кресло-куб, пузырьковая труба, тактильная панель и нежный аромат в воздухе от аромамасел.

Педагог-психолог Вера Шерепа подробно рассказывает о предназначении каждого из предметов оборудования этой особо любимой детьми комнаты. Например, детям нравится разглядывать себя в зеркале – так они познают себя. Устройство под названием «бесконечность» помогает развивать зрительный анализатор. Фиброоптическое волокно приятно на ощупь, да еще и светится разноцветными огоньками. Звук воды в пузырьковой трубе успокаивает ребенка, ему интересно наблюдать за тем, что происходит внутри сосуда. Малыш может просто лечь на большой мяч, а педагог в это время сделает ему небольшой массаж…

По словам специалистов, восстановление ребенка зависит от того, насколько правильно подобрано медикаментозное лечение, от систематических занятий с ним и, к сожалению, от ситуации. Случилось, что ребенок заболел – тогда может произойти откат в знаниях и умениях, которыми он уже обладал. И надо начинать все заново.

Кто главный в доме?

Риторический вопрос …Конечно же родители! Однако в ситуации, когда в семье есть особенный ребенок, его интересы и его благополучие стоит поставить выше родительских амбиций и страхов. Ребенок должен посещать такое образовательное учреждение, где ему будет комфортно в общении, где он будет справляться с учебной программой, будет под наблюдением специалистов, которые хорошо ориентируются в его особенностях, что не всегда под силу общеразвивающему детскому саду. У сотрудников «Звездочки» есть немало примеров, когда родители перевели своих детей в их сад и почувствовали эмоциональное облегчение, ощутили профессиональную поддержку и участие.

Знаем, умеем, применяем

Одним из факторов в пользу такого решения должно стать постоянное стремление специалистов детского сада к повышению своей квалификации, расширению знаний в области коррекционной работы.

Заведующий детским садом Светлана Сорнева не просто получила яркие впечатления во время стажировки в Санкт-Петербурге в октябре этого года, когда на примере дошкольного учреждения, где ведется работа с детьми с диагнозом «аутизм», были показаны все стороны работы с ребенком специалистами учреждения, педагогами и родителями. Возвратившись в Воркуту и делясь с педагогами своего детского сада этой информацией, она еще раз убедилась, что те в полном объеме владеют современными подходами, приёмами работы и методиками. Знания и умения стоит уточнить воспитателям компенсирующих групп, поэтому в данный момент ведется работа по обучению педагогов. Они повышают свою квалификацию на специальных курсах в фондах, которые много лет работают с детьми с ограниченными возможностями здоровья и имеют высокие результаты.

Слаженная и согласованная работа педагогов и специалистов детского сада способствует развитию и поддержке семей, воспитывающих детей с особенностями развития.

Римма ЯКОВЕНКО

Последние новости

Индексация отменяется: пенсионеров ждет большой сюрприз, пенсии пересчитают

Граждан лишат одного, но взамен они получат другое Пенсионеров предупредили об изменении с начислением их пенсионных выплат.

Фото из архива "Про Города" В условиях повышения пенсионного возраста, накопительная пенсия становится все более привлекательной для россиян, желающих обеспечить себе достойную старость.

Врач указал на самый опасный для сосудов первый прием пищи

Фото Екатерины Черных Уровень холестерина в крови влияет и на функционирование сердечно-сосудистой системы.

Card image

Как они помогают управлять бюджетом и сэкономить

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *