Легенда коми театра

Порядка трехсот ролей в спектаклях сыграла за семьдесят лет творческой деятельности народная артистка СССР Глафира Сидорова.

Сто лет назад родилась народная артистка СССР Глафира Сидорова

Порядка трехсот ролей в спектаклях сыграла за семьдесят лет творческой деятельности народная артистка СССР Глафира Сидорова. Сто лет со дня ее рождения отметили 2 декабря спектаклем на сцене Академического театра драмы имени Виктора Савина и выставкой в музее истории этого же театра. Напомним, что легендарная актриса ушла из жизни в декабре 2019 года – в возрасте 97 лет, а на сцене драмтеатра играла до начала нынешнего века.

Театр – ее жизнь

В день рождения актрисы сыктывкарской публике был представлен спектакль «Театр – моя жизнь», а на выставке можно было увидеть личные вещи Глафиры Сидоровой – театральные костюмы, портреты, фотографии, книги и даже предметы мебели.

Перед началом спектакля директор драмтеатра Михаил Матвеев напомнил зрителям о жизни и творчестве актрисы, которую знали не только на родине, но и в масштабах страны.

– В 1938 году будущая звезда коми сцены была принята в национальную театральную студию и поехала на учебу в ГИТИС, – рассказал он. – Через три года началась война, и студентов отправили рыть противотанковые траншеи под Смоленск. Так начиналась творческая биография Глафиры Петровны. А затем были сотни ролей, и в каждом образе она органична. Лирическая героиня, отрицательный персонаж, комедийная фигура, драматическая роль – с каждой ролью она справлялась легко, убедительно и достоверно.

Председатель Союза театральных деятелей Коми Елена Пекарь напомнила о том, что Глафира Сидорова пятнадцать лет – с 1985 по 2000 год – возглавляла творческий союз и успела многое сделать на этом посту.

– Это было сложное время, когда рушился СССР, и многие творческие союзы просто погибли, а наш СТД устоял, – напомнила Елена Пекарь. – Наверное, благодаря тому, что на местах в регионах жили и работали такие председатели, как Глафира Петровна. Накануне развала СССР она добилась того, что было выделено финансирование на строительство в Сыктывкаре Дома актера. Деньги были перечислены, разработана проектно-сметная документация, оставалось только начать строительство, но грянул 1991 год, и все пропало.

Режиссер Юрий Нестеров напомнил, что спектакль «Театр – моя жизнь» он поставил десять лет назад – еще при жизни Глафиры Сидоровой. Постановка основана на ее автобиографии. Сейчас спектакль восстановили. Воспоминания Глафиры Петровны из книги озвучили восемь актрис театра – каждая из них представила определенные эпизоды из биографии легендарной коллеги. Зрители узнали про детство девочки из коми глубинки, про ее учебу в Москве, войну, возвращение в Сыктывкар, размышления о мастерстве актера и воспоминания о сыгранных ролях. Постановку органично дополнили телезаписи спектаклей драмтеатра с участием Глафиры Сидоровой из фондов «Коми гор».

В зрительном зале присутствовала дочь Глафиры Сидоровой – Любовь Николаевна Емельянова, а земляки актрисы из сыктывдинского села Палевицы приехали в город на автобусе целой делегацией.

В числе мероприятий к юбилею актрисы также планируется установка мемориальной доски на доме, в котором она жила в Сыктывкаре.

Личные воспоминания

О своей жизни Глафира Сидорова к своему 70-летию написала и издала автобиографию «Театр – это жизнь». Родилась будущая актриса 2 декабря 1922 года в деревне Ивановка (недалеко от села Палевицы) Сыктывдинского района в крестьянской семье. В шесть лет она пошла в школу. Через два года семья переехала в Сыктывкар и поселилась в Заречье. Родители тяготели к искусству: отец в армии занимался музыкой, а мама работала контролером в театре, и Глаша унаследовала эту тягу – с четвертого класса участвовала в школьных концертах и постановках. Каждый день, чтобы попасть в школу, ей приходилось переплывать на лодке Сысолу, а зимой переходить реку по льду. В составе молодежных дружин она трудилась на речном лесосплаве.

В 1936 году Глафира успешно сдала экзамены в коми студию при Коми драматическом театре, но из-за юного возраста ее не приняли. Она надела мамино платье и с помощью варежки придала груди рельеф, чтобы казаться взрослее. Когда читала басню Крылова – варежка выпала. И только через два года она стала студенткой коми национальной студии при Московском институте театрального искусства имени Луначарского (ГИТИС). Учебу прервала война. Летом 1941 года Глафиру, как и большинство студентов, направили на укрепление оборонительной линии на дальних подступах к столице. Студенческий отряд театрального института повезли под Смоленск. В дороге поезд несколько раз бомбили немцы. Студенты каждый день рыли окопы, а над их головами летали немецкие самолеты.

«Неоднократно мне приходилось видеть смеющиеся лица немецких летчиков, – вспоминала эти годы актриса. – Потом, когда кончилась война и я играла в какой-то пьесе, по ходу действия надо было показать немца. А у артиста это не получалось, и тогда я предложила ему представить, как «жить в убийстве с улыбкой». А немцы именно так себя и вели – они расстреливали наших людей с улыбкой. Иногда немецкие летчики «шутили»: пролетали так низко, что едва не касались наших голов колесами шасси. Немецкие летчики не гнушались гоняться и за одиночками, такими как я. Сперва самолет проскользнул над моей головой, я упала в траву. Там оказалась маленькая ямка, я спрятала туда голову, как страус. Потом самолет сделал заход и прошелся надо мной уже во второй раз, строча из пулемета. Мне удалось спастись, но я никогда не забуду тот страшный сентябрьский день 1941 года…»

В Москву вернулись только пять студенток, в числе которых была Глафира. Остальные погибли. Осенью студийцев и часть преподавателей отправили в эвакуацию в Сыктывкар, где продолжилось обучение. В списке эвакуированных – 31 фамилия. Еще из списка можно узнать, что в Сыктывкаре Глафира Сидорова вместе с мужем – тоже студентом национальной студии – Николаем Турубановым (впоследствии он стал народным артистом Коми АССР) проживали по адресу: улица Заречная, дом 34. С мужем они познакомились во время учебы в Москве. Глафира Петровна овдовела в январе 1981-го.

Через год по окончании ГИТИСа молодая артистка поступила в труппу республиканского драматического театра. Одной из ее дипломных работ стала главная роль в драме Николая Дьяконова и Степана Ермолина «Домна Каликова». В числе первых ролей – Катерина в спектакле по пьесе Александра Корнейчука «Партизаны в степях Украины».

В мае 1944 года Глафире Сидоровой вручили медаль «За оборону Москвы». Она считала ее самой важной своей наградой. А наград и званий было много. В 1945 году ей присвоили звание «Заслуженная артистка Коми АССР», в 1980-м она стала народной артисткой СССР. В 2005 году актрису наградили орденом Дружбы, в 2007-м она была удостоена премии имени Степана Ермолина в области театрального искусства «Зарни кодзув».

Широта творческого диапазона

В своей автобиографии актриса писала: «Еще до поступления в театр я думала, глядя на сцену, как это, наверно, ответственно – говорить со зрительным залом с этих подмостков. Говорить от имени тех, кого приходится играть, вкладывая в роль свое негодование, радость, слезы, раздумья и бессонные ночи. Правда искусства требует от актера раскрытия типических черт характера, сознательного отбора красок и оттенков, сознательного преувеличения, если в этом есть необходимость. Поэтому включение в творческий процесс, переход от реальной жизни к жизни на сцене требуют от актера большого умения».

Она сыграла во множестве спектаклей на коми языке: «Клин клином» Василия Леканова (Марфа), «Кысько тай эмось» Геннадия Юшкова (Павла), «Шондiбаной, оломой» Петра Шахова (Аксинья), «Бунт в Усть-Куломе» Савина (Дарья Попова) и других. Среди спектаклей на русском языке «Бесприданница» и «Гроза» Островского (Ефросинья Потаповна и Кабаниха), «Поднятая целина» Шолохова (Лушка), «Егор Булычев» Горького (Меланья), «Молодая гвардия» Фадеева (Люба Шевцова), «Идиот» Достоевского (Настасья Филипповна», «На дне» Горького (Квашня), «Власть тьмы» Толстого (Матрена). Одни из последних ролей – в 2001 году Васса Железнова («Васса Железнова» Горького) и в 2003 году – Галчиха («Без вины виноватые» Островского). Есть в ее профессиональном списке и одна мужская роль – юный паж из «Ромео и Джульетты» Шекспира.

И режиссеров, и зрителей поражала широта творческого диапазона актрисы. Казалось, не существует таких ролей, которые она не смогла бы сыграть, раскрыть образ своих героинь – молодых или пожилых, положительных или отрицательных, главных или эпизодических, драматических или комедийных. Как-то известный советский режиссер Анатолий Головин назвал ее «коми Мордюковой». Он отметил, что считает Глафиру Сидорову не только выдающейся драматической артисткой с мощным социальным темпераментом и глубокой душой, но и человеком, целиком преданным искусству театра, который воспринимает свою профессию как важнейшую миссию и жизненное предназначение.

Глафира Сидорова активно проявляла себя не только на сцене. Долгие годы она руководила творческой студией в республиканском училище искусств. Как член сыктывкарского Совета народных депутатов, делегат городских и областных партийных конференций она старалась решить насущные для театра и в целом для города вопросы. Член КПСС с 1946 года. На 34-й областной партийной конференции была избрана делегатом ХХVI съезда КПСС и членом Коми обкома КПСС. Неоднократно избиралась председателем местного комитета театра и секретарем партбюро. А за вклад в развитие женского движения в Коми удостоена в 2001 году памятной медали Союза женщин России.

Глафира Сидорова любила домашних животных. В семье были сибирская кошка Шпуня, ангорский кот Снежка, собака Альма, а любимец Филя породы болонка участвовал в постановке «Бешеные деньги».

«Размышляя о своей жизни, не раз думала: могла ли я мечтать, родившись в бедной крестьянской семье в маленькой захолустной коми деревеньке, что стану свидетельницей преобразования родного края? Могла ли думать, что за свой скромный труд буду удостоена высокого для каждого работника искусства нашей страны звания – народной артистки СССР? Такое не снилось и не мечталось, не думалось и не ожидалось. Спасибо учителям и товарищам по искусству, без которых не могла бы я достичь успеха на сцене! Спасибо стране за мою необычную судьбу. Эти слова, возможно, звучат патетично, но в них нет лжи, в них бьется мое сердце. Они рождались в моей душе – горячими, вдохновенными, добрыми!» – писала она в своей книге. ↓

Артур АРТЕЕВ

Фото автора и из открытых источников

Последние новости

С начала сезона в Коми от укусов клещей пострадали 2 тыс.человек

Фото из архива ИА "Комиинформ" Управление Роспотребнадзора по Республике Коми информирует, что по состоянию на 20 июня за медицинской помощью по поводу укусов клещей обратились 552 человек, в том числе детей - 74.

Прокуратура Республики Коми примет участие в проведении очередного Всероссийского дня приема предпринимателей

Прокуратура Республики Коми во вторник, 2 июля 2024 года, примет участие во Всероссийском дне приема предпринимателей.

Председатель Госсовета Коми Сергей Усачёв поблагодарил ветерана регионального парламента Александра Григорьевича Рогова за многолетнюю плодотворную работу

Александр Григорьевич Рогов отметил недавно 75-летие. Его хорошо знают и уважают, как грамотного и ответственного руководителя, активного общественного деятеля,

Card image

Сравнение гофрокартона с другими материалами упаковки по целому ряду параметров

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *